3 марта исполняется 100 лет со дня рождения Риммы Марковой
Исполнилось 100 лет со дня рождения народной артистки России Риммы Марковой. Актриса умела создавать образ одной репликой, одним жестом, фразы ее героинь моментально становились "крылатыми". Коллеги вспоминают ее такой: "непримиримая, несгибаемая и шутила до самого конца". О сильной женщине с характером – Юлия Струкова.
Это одна из первых ролей в кинокарьере Риммы Марковой, здесь ей почти 40 лет. Буфетчица Шура в фильме Ларисы Шепитько "Крылья" – русская женщина с душой нараспашку. Именно этой ролью она обратила на себя внимание. В это же время Марковой предлагают пробы на главную роль в "Бабьем царстве" – фильме Алексея Салтыкова о женщинах, оставшихся на оккупированных территориях во время Великой Отечественной. Параллельно пробовали Галину Вишневскую, Нину Сазонову, Нонну Мордюкову – и все читали финальный монолог героини.
Роль председательницы колхоза внесла имя Риммы Марковой в историю кинематографа. Фильм получил приз на фестивале в Сан-Себастьяне, за первый год в прокате его увидели 49 миллионов зрителей. Это был триумф! И эта роль оказалась единственной главной в ее фильмографии. При том, что снимали актрису часто и много, иногда сразу в нескольких картинах. "Она не могла играть главные роли, потому что положительный персонаж в советском фильме – это всегда персонаж управляемый. Она человек, которым нельзя руководить, нельзя управлять. Она сама все делает, все сносит на своем пути, она сама себе обком, горком, местком и партком", – говорит киновед Сергей Лаврентьев.
Персонажи Риммы Марковой зачастую деревенские женщины. Ее героини большие во всех смыслах, напористые и самодостаточные. "Я пересолю, но выхлебаю", – говорила она о себе. Играть умела на энергетическом максимуме. Полностью овладевая зрительским вниманием. Русские женщины узнают в ее героинях себя, мужчины – своих мам. В киносреде судачили о том, что Нонна Мордюкова, лучшая подруга Риммы Марковой, уводила у нее лучшие роли. Сама Маркова к этому относилась спокойно.
В актерской среде Маркову так и называли Родина-мать – и впрямь она была как со знаменитого плаката Ираклия Тoидзе. Родину-мать ей приходилось играть на сцене – постановку возили по всей стране. "Римма, конечно, счастливейший человек с ее талантом, с ее энергией потрясающей, оптимистка и при этом несчастная, как все женщины. Потому что сильную женщину никто не может полюбить. Не по силам она мужикам", – рассказывает актриса Валентина Титова.
