4 марта 2025, 18:34 4 марта 2025, 19:34 4 марта 2025, 20:34 4 марта 2025, 21:34 4 марта 2025, 22:34 4 марта 2025, 23:34 5 марта 2025, 00:34 5 марта 2025, 01:34 5 марта 2025, 02:34 5 марта 2025, 03:34 5 марта 2025, 04:34

В Историческом музее открылась выставка "Свояси"

  • Картинка
  • В Историческом музее открылась выставка "Свояси"
  • Картинка
    В Историческом музее открылась выставка современного русского искусства "СВОЯСИ"
  • В Историческом музее открылась выставка "Свояси"
Художники и дизайнеры интерпретируют образы народной культуры. Экспозиция выстроена как изба. Есть и "крыльцо", и "сени", и "горница", и даже "бабий кут".

Дом как мир. В Историческом музее открылась выставка современного русского искусства "Свояси". Художники и дизайнеры интерпретируют образы народной культуры. Экспозиция выстроена как изба. Есть и "крыльцо", и "сени", и "горница", и даже "бабий кут". Ксения Луженкова продолжит.

Народная культура – это ларец, полный сокровищ, в который кладут всё новые и новые дары, – считают авторы выставки. В экспозиции "Дом как пространство бытия" осмысляется связь поколений. Детские воспоминания и личный творческий опыт вплетаются в культурную память народа. "Эти предметы, которые здесь находятся наполнены исторической памятью и историческими традициями, музыкой, песнями. Всё то то нас окружает и то, что мы называем своим", – рассказывает генеральный директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин.

Русская изба – упрощенная модель космоса. Порядок в жилище противостоит хаосу природы. Зрители будто видят дом с фасада. Окна, сшитые полотнища с узором из вязи становятся "Лицом дома". Текст для орнамента – это молитва Пресвятой Богородице о защите семьи. Традиционно избой считалась только отапливаемая часть постройки. Сначала гость попадает в холодные сени. Это промежуточное пространство между домом и внешним миром, полным опасностей. На "Чёрных досках" Анны Филипповой не прорисованы лики. Но зритель понимает: это Борис и Глеб, духовные защитники дома.

"В краю непуганых птиц" – серия из фрагментов дрейфующего дерева, которое выбросило ветром на берег. Родительский дом, словно гнездо, оставленное навечно. В горнице художники анализируют потерю связи поколений. А в соседнем пространстве раскрывается многогранность женского образа. Это и поленица-богатырша в керамической кольчуге, и двуликая Несмеяна, которая то смеётся, то плачет. А панно "Сад моей души" – результат духовной практики. "Всякие невзгоды женщины выражали в творчестве. Самое древнее мастерство – это ткачество, шитьё, вышивка. И женщины зашивали, вшивали туда свои надежды, свои упования, свои печали, свои переживания", – комментирует автор и куратор проекта "Свояси" Наталия Юстицкая.

В красном углу евангельские образы соседствуют с языческими. Из обожженных сосновых брусьев, покрытых пчелиным воском, получились Берегини. "Мне когда-то в руки попались вот такой формы сечки для рубки капусты. Старинные, кованные. И они очень напомнили как раз такой, не то что в кокошнике, но в каком-то головном уборе, женский образ. Здесь использованы бусины и гирьки, так называемые. Это где-то период XVI-XVII век. Из археологических раскопок", – делится художник по дереву, скульптор Дмитрий Рытяев.

На панно Елены Кузнецовой угадываются очертания Богородицы с младенцем и Богородицы с распятым Христом. Так обозначены начало и конец земного пути. А между ними – человеческая жизнь. Этим образом, по задумке авторов, венчается выставка.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация