Шедевры скульптора Павла Каменского из Эрмитажа привезли в Волгоград
На рубеже конца XIX–начала XX столетий интерес к изучению многонационального состава Российской империи сильно возрос. Проводилось множество этнографических экспедиций в самые дальние регионы страны. Оттуда ученые привозили фотографии, костюмы, предметы быта. Созданная по заказу Николая II серия скульптур Павла Каменского стала, по словам исследователей, "фарфоровым" учебником этнографии, который сыграл свою скромную роль в сближении народов России.
"В первоначальном списке было утверждено порядка 100 фигур, но успели сделать только 74. Серия начала исполняться в 1907 году, потом, с началом Первой мировой Войны, к величайшему сожалению, заморозили. Уже с революцией, с историческими катастрофами, катаклизмами XX века серия больше не возобновлялась", – говорит ведущий научный сотрудник, хранитель коллекции русского фарфора Государственного Эрмитажа Екатерина Хмельницкая.
Тогда для создания серии Императорский фарфоровый завод обратился к Павлу Каменскому. Выпускник Академии Художеств на тот момент был уже сложившимся мастером. Служил в Императорских театрах, создавал декорации, был главным бутафором.
Фигуры в стиле реализма не вписывались в общее русло модерна, который господствовал в то время в искусстве. Работая над статуэтками, Каменский использовал научный подход: обращался к историческим знаниям. Передал в фарфоре особенные черты облика каждого народа России.
Изначально скульптор делал фигуру из гипса. Модель утверждалась этнографами и антропологами. Затем работу переводили в фарфор. Расписывали, покрывали глазурью и обжигали. На одну скульптуру уходило порядка трех-четырех месяцев.
На выставке 25 фигур. Народы центральных регионов России, Средней Азии, Кавказа, Дальнего востока и Севера. Вот якутка в свадебном костюме. Поверх него – шуба, богато украшенная драгоценными камнями, кораллами. Подобный наряд создавался единожды и передавался от матери к дочери. Другой коренной этнос – алеуты. Искусные рыбаки и охотники, были воинственным народом и рабовладельцами.
"Самое ценное – это его головной убор, который стоит нескольких рабов. Чтобы заполучить вождю подобный деревянный головной убор, надо было заплатить от двух до трех людских душ. Сделан он из дерева, потому настолько ценен. В тех регионах дерева нет, были только те деревяшки, которые прибивались к морскому берегу. Вылавливали, обрабатывали, потом растительными красками наносили узор, поэтому у него была высокая стоимость", – рассказывает ведущий научный сотрудник, хранитель коллекции русского фарфора Государственного Эрмитажа Екатерина Хмельницкая.
В последние годы музей Машкова налаживает тесные связи с крупнейшими собраниями страны. Среди них – Третьяковская галерея, Русский музей. В эти дни представит экспонаты из своей коллекции и Эрмитаж.
"Кроме того, что привез Эрмитаж, мы еще показываем большую коллекцию тех произведений, которые передал этот музей в наш город в 1961 году. А это великие имена – Рембрандт, Рубенс, Веронезе, Шишкин, Домье – все это зрители увидят на всех трех этажах нашего выставочного зала", – объясняет директор Волгоградского музея изобразительных искусств им. И.И. Машкова Варвара Озерина.
Организуют и просветительскую программу, на которой, например, расскажут об эрмитажных шедеврах западноевропейского искусства XIII–XVIII веков. Сама же выставка "Фарфоровая Россия. Скульптура Павла Каменского" откроется 7 марта и будет работать до 1 июня, сообщает ГТРК "Волгоград-ТРВ".
