5 марта 2025, 15:52 5 марта 2025, 16:52 5 марта 2025, 17:52 5 марта 2025, 18:52 5 марта 2025, 19:52 5 марта 2025, 20:52 5 марта 2025, 21:52 5 марта 2025, 22:52 5 марта 2025, 23:52 6 марта 2025, 00:52 6 марта 2025, 01:52

Дни Эрмитажа впервые пройдут в Волгограде

  • Картинка
  • Дни Эрмитажа впервые пройдут в Волгограде
  • Картинка
    В Волгограде впервые пройдут Дни Эрмитажа
  • Дни Эрмитажа впервые пройдут в Волгограде
Главным событием стала скульптур Павла Каменского.

В Волгограде впервые пройдут Дни Эрмитажа. Главным событием просветительской программы станет открытие выставки "Фарфоровая Россия скульптора Павла Каменского". Миниатюрный учебник этнографии в Музее изобразительных искусств уже изучила Мария Трофимова.

На рубеже конца XIX – начала XX столетий интерес к изучению многонационального состава Российской Империи сильно возрос. Множество Этнографических экспедиций – в самые дальние регионы страны. Оттуда ученые привозили фотографии, костюмы, предметы быта. Созданная по заказу Николая II серия скульптур Павла Каменского стала, по словам исследователей, "фарфоровым учебником этнографии", который сыграл свою скромную роль в сближении народов России. "В первоначальном списке было утверждено порядка ста фигур, но успели сделать только 74. Серия фигур начала исполняться в 1907 году. Потом, с началом Первой мировой войны, к величайшему сожалению, серию практически заморозили. А потом уже с революцией, с историческими катастрофами, катаклизмами XX века, уже серия больше не возобновлялась", – рассказывает хранитель коллекции русского фарфора и керамики XIX – XXI вв. Государственного Эрмитажа, куратор выставки Екатерина Хмельницкая.

Фигуры в стиле реализма не вписывались в общее русло модерна, который господствовал в то время в искусстве. Работая над статуэтками, Каменский использовал научный подход: обращался к историческим знаниям. Передал в фарфоре особенные черты облика каждого народа России. Изначально скульптор делал фигуру из гипса. Модель утверждали этнографы и антропологи. Затем работу переводили в фарфор. Расписывали, покрывали глазурью и обжигали. Процесс производства одной такой скульптуры мог занимать до нескольких месяцев.

На выставке 25 фигур. Народы центральных регионов России, Средней Азии, Кавказа, Дальнего Востока и Севера. Вот якутка в свадебном костюме. Поверх него – шуба, богато украшенная драгоценными камнями, кораллами. Подобный наряд создавался единожды и передавался от матери к дочери. Другой коренной этнос – алеуты. Искусные рыбаки и охотники были воинственным народом и рабовладельцами. "Самое ценное – это его головной убор, который стоил нескольких рабов. Сделан он из дерева. Почему он настолько ценен? Потому что в тех регионах дерева нету. Только те деревяшки, которые прибивались к морскому берегу с течением, вылавливали, обрабатывали, потом совершенно сложнейшими растительными красками наносили узор, поэтому вот у него была такая большая, высокая стоимость", – объясняет хранитель коллекции русского фарфора и керамики XIX – XXI вв. Государственного Эрмитажа, куратор выставки Екатерина Хмельницкая.

В последние годы музей Машкова налаживает тесные связи с крупнейшими собраниями страны. "Кроме того, что привез Эрмитаж, мы еще показываем большую коллекцию тех произведений, которые передал Эрмитаж в наш город в 1961 году, а это великие имена – это Рембрандт, Рубенс, это Веронезе, это Шишкин, это Домье. И все это зрители увидят на всех трех этажах нашего выставочного зала", – комментирует директор Волгоградского музея изобразительных искусств им. И. И. Машкова Варвара Озерина. Организуют и просветительскую программу, на которой, например, расскажут об эрмитажных шедеврах западноевропейского искусства XIII – XVIII веков.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация