Стратегия вместо стиля: за что Лю Цзякунь получил Притцкеровскую премию
"За создание новых миров, свободных от эстетических или стилистических ограничений". Притцкеровская премия в этом году присуждена Лю Цзякуню из Китая. О мастере жизнеутверждающей архитектуры – Алия Шарифуллина.
В обширном списке лауреатов Притцкеровской премии Лю Цзякунь – только второй архитектор из Китая. Первым был Ван Шу, и любопытно, что во время своего награждения в 2012-м, он назвал Цзякуня единственным коллегой, который его понимает. Их, действительно, объединяет многое: интерес к рукотворным, но недорогим материалам и техникам, свободное отношение к традиции и при этом опора на нее, отсутствие среди работ броских, нарочито амбициозных проектов. "Многие архитекторы используют ярко выраженный индивидуальный стиль и форму, чтобы закрепиться в мире. Но я не такой архитектор. Я не хочу, чтобы у меня был очевидный стиль, который можно было бы узнать с первого взгляда", – признался архитектор, лауреат Притцкеровской премии Лю Цзякунь.
Лю Цзякунь не собирался становиться архитектором. Он мечтал быть художником или писателем. Полагая, что архитектура тесно связана с рисованием, поступил в Чунцинский архитектурно-инженерный институт. В 80-х годах он отправился в путешествие, занялся писательским трудом и даже планировал окончательно бросить архитектуру, пока не оказался на выставке проектов однокурсника. Только тогда Цзякунь понял, что архитектура тоже может быть средством самовыражения автора, и вернулся в профессию. "Между архитектурой и литературой существует неразрывная связь. И то, и другое предполагает наблюдение за обществом. И то, и другое требует терпения, чтобы получился достойный результат", – заметил Лю Цзякунь.
В 99-м Лю открыл в родном городе Чэнду свое бюро. За четыре десятилетия они спроектировали более тридцати объектов: от академических и культурных учреждений до общественных пространств по всему Китаю. Зарубежных проектов у архитектора нет, но есть знаковые. Например, West Village. "В эпоху стремительной урбанизации мне хотелось переосмыслить роль жилых комплексов и общественных пространств. Я превратил целый городской квартал в "большой двор", активную среду, которая будет способствовать общению и взаимодействию людей", – рассказал Лю Цзякунь.
Лю часто использует материалы повторно. Это приобрело особый драматизм в 2008 году после катастрофического землетрясения в Сычуани. Тогда появились его "кирпичи возрождения", сделанные из оставшегося от разрушенных зданий строительного мусора: по своим качествам такие блоки прочнее и дешевле исходных материалов. Эти кирпичи архитектор использовал и в других постройках. Простоту, доступность, долгосрочность он ставит выше архитектурного зрелища. "Я всегда стремлюсь быть похожим на воду, проникать в пространство, не имея собственной формы, впитывать социальный, культурный, исторический контекст. Со временем вода затвердевает, превращаясь в архитектуру, но в ней сохраняются все качества и элементы этого места, как хорошие, так и плохие", – пояснил Лю Цзякунь.
"Он воспевает повседневную жизнь людей, а также их идентичность", – отметили в жюри Притцкеровской премии. По словам же самого Лю Цзякуня, он стремится через архитектуру выявить скрытую суть места и его жителей, а затем предложить им новый сценарий жизни, создать ту или иную атмосферу, часто поэтическую. Ведь Лю еще и литератор.
