Выставку "Бесконечная легенда" приурочили к 130-летию со дня рождения Сергея Есенина
Российская академия художеств и Воронежский Народный музей Сергея Есенина открыли совместный выставочный проект "Бесконечная легенда". Экспозицию приурочили к 130-летию со дня рождения поэта. Есенинские строки по-прежнему вдохновляют современных художников и скульпторов – в этом убедилась Ксения Луженкова.
"Черный человек глядит на меня в упор" – современные живописцы вдохновились есенинской поэмой-исповедью. Пространство выставки – словно стихотворный сборник с иллюстрациями. С каждого полотна зритель считывает строки. Поэтический мир Сергея Есенина воплотили на холстах десятки художников. "Мною было дано им задание, чтобы они написали жанровые полотна, как они видят Есенина: в быту, в природе, в любви, в искусстве, в создании произведений. Или это создание на его стихи", – объясняет основатель Народного музея С. А. Есенина Владимир Бубнов.
Большая часть экспозиции – результат творческого эксперимента. На родине Есенина – в рязанском селе Константиново – был организован пленэр. Пейзажисты запечатлели берег Оки, церковь Казанской иконы Божией Матери, где крестили будущего поэта, осенний ливень, крестьянские гулянья. А на полотне Евгения Кострюкова "Поэтическая дуэль" Есенин уже московский озорной гуляка, противник Маяковского. В абстрактных образах поэта изобразил Анатолий Любавин. Царапины и резкие штрихи – застывшая на холсте эмоция творца. "Когда поэт пишет какое-то стихотворение, он там что-то зачеркивает, вычеркивает, выбрасывает, такой, самый, черновик. А когда художник рисует, у него что-то не получается, понимаете, и вот и вдруг разозлишься и что-то зачеркнешь там, или запутаешься. И вдруг совершенно непредсказуемый образ вдруг начинает потихоньку, потихоньку проявляться", – рассказывает народный художник России Анатолий Любавин.
В исторической части экспозиции – поэтический сборник "Радуница", изданный при жизни поэта, рукописная версия "Черного человека", почерк – последней супруги Есенина Софьи Толстой. А этот колокольчик из московского особняка Айседоры Дункан подарил Народному музею Сергей Безруков. "Он для людей, для народа, может быть, так понятен и прост, как Пушкин тоже прост и понятен. Тем более что страсти и любовь. Про любовь, я думаю, что можно, конечно, перечислять поэтов, которые могли писать о любви настолько проникновенно, что ты цитируешь, и тебе не нужны свои собственные слова о любви. В советские времена это было определенным шармом. Если ты на свидании прочтешь Есенина, все, девушка твоя", – комментирует народный артист России Сергей Безруков.
Трагическая история любви русского поэта и американской танцовщицы на выставке стала хрестоматийным сюжетом, воплощаясь в реалистических, импрессионистских и авангардных формах. Ветреный любовник, желтоволосый крестьянский мальчик, хулиган в цилиндре – Сергей Есенин – "Бесконечная легенда" для многих поколений.
