Русское архитектурное наследие представлено в Национальном центре "Россия"
От образцов деревянного зодчества до новейших проектов. История русской архитектуры представлена на выставке в Национальном центре "Россия". Экспозиция показывает, как традиции трансформируются в смелые эксперименты. Величину градостроительного наследия оценила Анна Шустер.
"Никогда не копируй там, где можешь сочинить", "везде, всегда и всюду заменяй слово графикой" – эти заповеди Яков Чернихов сформулировал в прошлом веке. В 1920-е годы в своих геометрических орнаментах он предвосхитил то, что мы теперь называем компьютерной графикой и оп-артом. В 1932-м ему присвоили звание профессора. "Графической грамотности можно научиться так же, как можно человеку вообще стать грамотным", – говорил теоретик архитектуры, предлагая своим ученикам "не копировать построение, а компоновать его".
"Сидели безумно плотно, плечом к плечу, занимались абстрактным творчеством, потому что метод Якова Чернихова – это метод композиционного сочинительства", – рассказал главный куратор выставки Андрей Чернихов.
Показать работы отечественных архитекторов, которые мыслили широко и масштабно, – такую цель поставили перед собой организаторы выставки "Рождение масштаба" в Национальном центре "Россия".
"Помогали все: наши основные архитектурные институты, музеи. У нас есть уникальный объект – директор нижегородского музея привез его практически на своей машине", – сообщила генеральный директор Национального центра "Россия" Наталья Виртуозова.
Вот этот объект – макет беляны. Построенные без единого гвоздя гигантские барки одновременно служили транспортом и товаром. Их собирали в местах добычи леса в Верхнем Поволжье и на Каме, отправляли вниз по реке, а по прибытии в пункт назначения разбирали и продавали. Удивительным деревянным конструкциям на выставке посвящен целый раздел. Рядом графическая реконструкция.
"У нас представлена реконструкция такого района, "конца", как тогда называли, Новгорода – Неревского конца – на материалах раскопок. И сверху представлена реконструкция средневекового города Старицы – сейчас это Тверская область", – добавил заместитель директора по научной работе Анатолий Оксенюк.
Эволюцию русского деревянного зодчества можно увидеть здесь. Вот Кижский погост – единственный из сохранившихся в России ансамблей, в составе которого две многоглавые деревянные церкви. В соседнем зале макеты зданий эпохи авангарда. Каким-то из них, как башне Татлина, суждено было остаться мечтой, какие-то успешно реализовали.
"Например, вот эта прекрасная белая башня архитектора Рейшера построена в Екатеринбурге. Это водонапорная башня завода Уралмаш и, конечно, всеми любимый дом архитектора Константина Мельникова. Это его собственный дом в Кривоарбатском переулке в Москве", – перечислила директор Государственного музея архитектуры им. Щусева Наталья Шашкова.
Еще один раздел выставки посвящен архитектуре экстремальных условий. Для освоения пространства Крайнего Севера советским архитекторам необходимы были принципиально новые планировочные решения. Выпускники МАРХИ Александр и Елизавета Шипковы нашли их при работе над жилыми комплексами Полар Пирамида с зимним садом внутри и Полар Снежногорск, где детский сад, школа, магазин, жилую зону предлагали объединить в целостный моноблок. А чуть дальше эскизы интерьеров космической станции "Мир". Их автор – Галина Балашова.
Но к каким бы звездам ни стремился человек – ему необходим отдых. И качество его во многом зависит от окружающей среды, в том числе архитектурной. Чтобы она развивалась, в выставочном пространстве запланировали творческие встречи, лекции, мастер-классы. Работать экспозиция будет до конца июля.
