Пушкинский музей открывает выставку к 100-летию своей картинной галереи
Музей изобразительных искусств имени Пушкина открывает выставку к 100-летию своей картинной галереи. Проект рассказывает как к изначально небольшому собранию египетских артефактов добавились живописные шедевры Рембрандта, Снейдерса, Пуссена и других мастеров. Муса Мстоян продолжит.
"Впервые в Москве создается первоклассная галерея произведений живописи, достойная столицы" – отмечал нарком просвещения Луначарский. В ноябре 1924 года для посетителей открылись два зала – нидерландской и немецкой, а также голландской живописи. Первые в Картинной галерее тогдашнего Музея изящных искусств.
"Она претерпела очень много различных изменений, вариаций, которые диктовались основными внешними ориентирами в мировой истории, но, самое главное, что музейная коллекция, не только пополнялась, но и изучалась", – подчеркнул главный научный сотрудник отдела искусства старых мастеров ГМИИ им. А. С. Пушкина Вадим Садков.
Историю галереи делят на несколько этапов. Это активная деятельность в 30-е годы, когда в собрание передали византийские иконы. Послевоенный период, когда были получены коллекции Щукина и Морозова. Однако самыми насыщенными были первые шесть лет существования галереи, когда фонд только формировали. Источников было несколько – просматривали тысячи произведений.
"Это музейный фонд, национализированные частные собрания, зарубежные произведения из коллекций Третьяковской галереи или Исторического музея", – сообщила заведующая отделом искусства старых мастеров ГМИИ им. А. С. Пушкина Анна Сулимова.
Главную роль в формировании коллекции сыграл Румянцевский музей. Из его собраний в Картинную галерею Пушкинского передали почти шесть сотен картин. Две из них представлены на выставке. "Святой Иероним, внимающий трубному гласу" Гверчино написана по заказу маркизов Сампьери, живших в Болонье. А это "Городок в Лациуме" Гаспара Дюге. В 1779 приобретена для Эрмитажа в составе коллекции Роберта Уолпола – первого премьер-министра Великобритании.
"1862 год. Было принято решение, что картины – 200 произведений – из Эрмитажа передаются в Москву, в основанный Румянцевский музей. В 24-м музей расформирован, и полотно Дюге поступает в нашу коллекцию", – рассказала Анна Сулимова.
Дополняют экспозицию архивные документы. Протокол заседания учёного совета музея, списки переданных картин, планы экспозиции итальянских залов. Сегодня картинная галерея Пушкинского насчитывает три тысячи полотен, и её коллекция продолжает пополняться.
