Выставка "Почтальон, под которым обрушился мост" – в галерее VLADEY Space
Художник Алексей Каллима представляет новый проект, вдохновленный внутренней эмиграцией. Выставка "Почтальон, под которым обрушился мост" открылась в столичной галерее Vladey Space. С
произведениями, созданными в добровольном отшельничестве, познакомилась Алия Шарифуллина.
Бабочки рода Kallima знамениты своей способностью к мимикрии – маскируются под пожухлый лист, чтобы избежать хищника. Художник Алексей Каллима уже несколько лет скрывается от всего хищного, от нескончаемого потока негативных новостей – в лесу, способность к мимикрии развивая до эскапизма. Серо-рыжие пейзажи – отчёты о далеком странствии художника. В работах мало цвета, но много глубины – они привлекают не яркостью, а настроением.
"Это очень близко мне, эти мотивации, уходы в лес, для того, чтобы сохранить что-то важное, что-то человеческое, чтобы не растерять это в суете", – признался художник Алексей Каллима.
Алексею Каллиме близки идеи Эрнста Юнгера, изложенные в эссе "Уход в Лес". Лес Юнгера – радикальная форма внутренней свободы. Это не бегство от действительности, это новый тип сознания и поведения, направленный не на противоборство с системой, а на осознанный выбор одиночки, способного самостоятельно мыслить, выбирать, говорить "нет" и руководствоваться собственными, а не навязанными ему извне идеалами.
"Бороться за внутреннюю свободу. Вот как раз для этого уйти в лес, чтобы осознать себя как просто единицу, не как часть каких-то массовых движений, а просто самого себя", – объяснил Алексей Каллима.
Беглый взгляд сразу узнает здесь полные меланхолического обаяния черты его недавней живописи проекта "Край", тот же аскетичный колорит, те же меланхоличные полотна, монотонные ландшафты пустынных лесостепей и болот. Но в новом проекте художник персонализировал отдельные уголки. Деревья, водопад, луна на облачном своде. Абстрактные картины Каллимы то обретают ясные очертания, то вновь растворяются в поверхностном узоре, лишенном прямых аналогий с действительностью.
"Из далека – пейзаж с лунным небом. При приближении к картине мы видим то, что это набор повторяющихся окружностей. Алексей без предварительного наброска просто простейшими элементами создаёт максимально реалистичные и эффектные пейзажи", – рассказала научный сотрудник галереи VLADEY Space Катерина Вахрамцева.
Эти пейзажи выполнены знаковыми для Алексея Каллимы углем и сангиной. Обычно уголь художник делает сам, но для этой серии работ использовал сожжённое дерево, оставшееся от костра. Мертвый материл, который возрождается на бумаге. Картина "Почтальон, под которым обрушился мост" дала название выставке. Лишь на этом полотне изображен человек – крошечная фигура почтальона, который падает в воду с подвесного моста.
"Такая маленькая человеческая трагедия. Почтальон несёт какие-то письма, и вдруг рушится, он проваливается, и эти письма не найдут своего адресата", – прокомментировала директор галереи Ovcharenko Варвара Сычева.
Одиночество и молчание – вот что может предложить художник тем, кто алчет новостей, зависит от них и целиком в них погружен. И еще – тропинку в темном лесу, то есть другой мост, ведущий не вовне, а внутрь леса, себя самого. Ведь, в конечном счете, возвращение к природе, несет в себе больше гуманизма и практического смысла в тот момент, когда рухнул мост.
