Мусоровозы освободят от штрафов за перегруз
Раннее утро в столице. Коммунальная машина прибыла во двор многоквартирного жилого дома для того, чтобы забрать мусор с контейнерной площадки. Работа нужная и важная. При этом загруженный спецтранспорт не проходит жесткие нормативы весового контроля. На дорогах разной категории она не должна превышать 6, 10 и 11,5 тонны на заднюю ось. Такие требования были введены для того, чтобы защитить трассы от повреждения.
Эту и другие инициативы обсудили на совещании по нормативно-правовым актам в сфере ТКО, которое в понедельник провел вице-премьер Дмитрий Патрушев. Еще 14 важных и нужных изменений находятся в проработке.
"Большинство мусоровозов попадают в зону риска. В случае, если мусоровоз оборудован оборудованием для утрамбовывания отхода и при этом загружен полностью, то на 6-тонных дорогах он на 100% попадает на нарушение. На 10 тоннах — в половине случаев, и на 11,5-тонных дорогах он попадает примерно в трети случаев", — говорит Денис Буцаев, генеральный директор ППК "Российский экологический оператор".
За нарушение весовых нормативов предусмотрены денежные штрафы. Представители региональных экологических операторов говорят, если отказаться от больших спецмашин, придется использовать грузовики меньшей вместимости, при этом увеличится количество рейсов. Тогда по всей стране для населения вырастет цена за вывоз твердых коммунальных отходов.
"Перегруз — это общая проблема для всей отрасли по обращению с отходами. Очень много лет, десятилетия, отрасль по производству спецтехники для мусорной отрасли работала на то, чтобы максимально оптимизировать перевозки. Чтобы в одну машину вмещалось как можно больше отходов. Делались более вместительные машины. Силовые установки по прессованию. Это позволяет оптимизировать стоимость услуги для жителей в первую очередь. Чем больше вывозим одной машиной, тем дешевле услуга. В тарифе по обращению с отходами транспортирование, перевозка отходов занимает более 50%", — объясняет Елена Вишнякова, заместитель генерального директора ГК "Эколайн".
Для того чтобы сдержать рост тарифов и дать время региональным операторам на модернизацию парка спецмашин, Владимир Путин отменил весовой контроль. Указом президента введен трехлетний мораторий на штрафы для двух- и трехосных мусоровозов. Это была инициатива курирующего вице-премьера Дмитрия Патрушева.
При господдержке техника будут постепенно обновляться. А это более 23 тысяч единиц. По подсчетам экспертов, единовременная замена техники потребовала бы огромной суммы — 120 млрд рублей в год.
"Были приняты новые меры поддержки в виде льготного лизинга именно для коммунальной техники, занятой в вывозе отходов ТКО. Такая программа с текущего года будет доступна всем субъектам РФ при подаче соответствующих заявок", — отмечает Денис Буцаев.
Проблема перегруза на оси в мусоровозах — общемировая. Дорожникам приходится мириться с вредным воздействием спецтехники на трассы. Российское правительство разработает новые требования. Они будут применяться к коммунальным машинам, которые выйдут на линию после 1 марта 2028 года. Кроме того, за время переходного периода будет разработана новая схема шасси, которая решит проблему с перегрузом на оси. Для этого в стране есть научная и техническая база.
"Попытка такая была не только в РФ, но и в Китае, Европе, Америке. Но с точки зрения эффективности использования транспорта никто новую схему не придумал. Принцип загрузки, то, что пресс находится в задней части машины, остается прежним. Если наши конструкторы придумают что-то иначе, это будет прорыв не только для РФ", — говорит Александр Коган, заместитель председателя комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды.
Еще один сложный вопрос, на который экологический блок правительства под руководством Дмитрия Патрушева уделяет особое внимание, — состояние и содержание контейнерных площадок. Сейчас в регионах сразу несколько предприятий могут заведовать одним объектом. Нередко это приводит к неразберихе и плохому качеству уборки.
По новому проекту, ответственность за содержание будет на региональных операторах. Это улучшит санитарную обстановку. Еженедельно ситуацию в сфере ТКО держат на контроле, выявляют проблемы и находят оперативные решения на штабах под руководством Дмитрия Патрушева.
