"1775 год. Триумф Екатерины. Публичное и личное" – проект Музея архитектуры
Триумфальному пребыванию Екатерины II в Москве в 1775 году посвящена новая выставка Музея архитектуры. Экспозиция реконструирует облик первопрестольной столицы эпохи барокко, памятников которой до наших дней практически не сохранилось. Муса Мстоян расскажет подробнее.
Заключив Кючук-Кайнарджийский мир, императрица Екатерина II решила праздновать победу в первой турецкой войне стоит не в холодном и чопорном Петербурге, а в древней Москве – ближе к народу. Весь 1775 год она провела в бывшей столице.
"Этот год проходил в официальных торжествах, балах, приемах. Но мы понимаем, что Екатерина Великая – это женщина, человек, поэтому были и простые, понятные нам радости. Прогулки в парках и садах, катание на каруселях и горках, общение с кругом близких людей", – говорит директор Музея архитектуры им. Щусева Наталья Шашкова.
Через личную историю выставка повествует об архитектуре Москвы XVIII века. В европейских журналах первопрестольную описывали так: скопление огромного количества деревень, соединенных в беспорядке с огромными дворцами стиля барокко. Например, Старый Кремлевский дворец, построенный в 40-х годах.
"Он был маленьким. Построен при императрице Елизавете Петровне архитектором Растрелли. Он занимал крошечную площадь, при нем был маленький садик – все это было по-домашнему, и это уже совершенно не соответствовало тому месту, где должна была жить императрица великой страны", – рассказывает куратор выставки Татьяна Дудина.
Чертежи Коломенского дворца отсылают к архитектуре итальянца Ринальди. По воспоминаниям самодержицы, убранство его было скромным. Головинский дворец называли "сооружением разномастным" – постройки были большими и маленькими, из камня и дерева. Без композиционного единства. Въехав в столицу, императрица не могла остановиться ни в одной из резиденций, они были непригодными для жизни. В кратчайшие сроки для Екатерины возводят деревянный Пречистенский дворец. Три отдельно стоящих дома в один ансамбль объединил архитектор Казаков.
"В этом месте находился дворец, который соединялся переходом с домом Голицына, который и предложил ей пожить в его доме. Дом Лопухиных, в котором проживал Потемкин. И дом Долгоруких, в котором проживал малый двор", – продолжает куратор выставки Татьяна Дудина.
Вскоре после возвращения императрицы в Петербург, здание начало разрушаться. Да и возвращаться в него Екатерина не планировала. В Москве продолжали строить дворец, названный в ее честь из нетипичного для того времени "серого камня" с 16-колонной центральной лоджией.
