Жизнь на сцене и за сценой – на фотовыставке в Национальном музее музыки
Как поймать звук в объектив фотокамеры – знают в Музее музыки. На новой выставке исполнителей, дирижеров и композиторов разных поколений можно увидеть не только в моменты триумфа на сцене, но и в обычно скрытой от глаз повседневной жизни. Анна Шустер осмотрела экспозицию.
Как совместить образ звучащий и визуальный? Ответ на этот вопрос нашли создатели выставки "Объективно о музыке". Проект рассказывает о тех, кто посвятил себя искусству, и охватывает не только их сценическую жизнь.
"Арам Хачатурян, Денис Мацуев, Владимир Спиваков, Игорь Ойстрах с таким замечательным животным. А это уникальная фотография: 1958 год, первый лауреат конкурса Чайковского Ван Клиберн с собаками Белкой и Стрелкой. Когда его потеряли на съемках на Центральном телевидении, его все искали, а он, оказывается, был в соседней студии, где нашел этих замечательных собак", – пояснил генеральный директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов.
Чуть дальше можно увидеть семейные фотографии.
"Вспомним, главного дирижера Большого театра Николая Голованова несколько раз изгоняли из Большого за то, что не ставил произведения советских композиторов, был тираном и деспотом, даже с собой малиновый карандаш везде таскал, чтобы переправлять партитуры за композиторами. А на этой фотографии, посмотрите, какой милашка! На Николиной горе в комфортной обстановке со своей женой – оперной певицей Антониной Неждановой", – добавила методист Российского национального музея музыки Полина Шубина.
Возможно, именно в природе герои этих снимков находили свое вдохновение. С разделом, который называется "В открытом пространстве", на выставке соседствует "Пространство сцены". В центре зала скульптура, посвященная Галине Улановой, исполняющей партию Одетты. "У нас, артистов балета, нет слов, а есть тело – в нем наша азбука" – говорила балерина. Фотографы, чьи работы представлены здесь, смогли прочесть эту азбуку.
Давид Глориан стал фотокорреспондентом в 1997 году. Среди тех, кого он поймал в объектив: Жак Ширак, Ванесса Паради, Арчи Шепп. Но как бы фотограф ни был востребован в Европе, он всегда оставляет в графике место для поездок в Россию. Здесь Давида особенно восхищает русский балет.
"Такие возвышенные, такие хрупкие на вид, невесомые. Вот, например, я работал за кулисами Михайловского театра во время "Лебединого озера" и поймал момент, когда Анжелина Воронцова зависла в воздухе", – поделился фотограф Давид Глориан.
Те, кто оказывается по другую сторону объектива, говорят: редкое для современных фотографов качество – уметь работать, оставаясь невидимыми. А это так важно, ведь любой шум, грохот штатива и даже звук затвора фотоаппарата разрушают хрупкую магию сцены. Авторы этих снимков мастерством тишины владеют в совершенстве. Еще два профессиональных завета: делать лишь то, что нравится, и постоянно сканировать пространство, тогда не пропустишь важное. Так, однажды Евгений Евтюхов несколько часов снимал портреты пианистки Марты Аргерих, а когда собрался уходить, случайно посмотрел на пюпитр и понял, вот он – главный момент этого вечера.
"Главное увидеть. Я уже собирался уходить, но тем не менее всё равно оставался в процессе, наблюдал, смотрел", – сказал фотограф Евгений Евтюхов.
Осматривать эту экспозицию ее создатели рекомендуют в тишине, чтобы гости выставки смогли почувствовать динамику момента и представить свою мелодию.
