Студенты Британской высшей школы дизайна показали выпускной проект в "ГЭС-2"
Между искусством и терапией – "ГЭС-2" и студенты-сценографы Британской высшей школы дизайна представили совместный проект "Саморегенерация". Зрителя приглашают в путешествие по тотальной инсталляции, где каждая остановка – шаг на пути к обретению себя. Алия Шарифуллина – подробнее.
Как научиться делать паузы в постоянно ускоряющемся мире? Как найти ясность в хаосе и продолжить движение? Можно ли собрать себя заново на фоне разрушений и где на это брать ресурс? Ответить на эти вопросы пытаются в "институте саморегенерации" – тотальной инсталляции, где зрителю предстоит совершить непростое путешествие. В периоды травмирующих событий и глобальных кризисов человек ищет способы самовосстановления. Все живые организмы обладают способностью к регенерации. Но если некоторые виды могут восстановить даже полностью поврежденные органы, то как быть человеку? Особенно если речь идет о потере внутренней целостности? Свои рецепты предлагают студенты программы "Сценография" Британской высшей школы дизайна. Например, запустить процессы саморегенерации через законсервированные образы из детства или обратиться к "столовым клеткам" – воспоминаниям о бабушкином хрустале. "Стол, с одной стороны, отсылает к застольям, а с другой стороны, если присмотреться, он напоминает стволовую клетку со всеми ее элементами: ядрами, цитоплазмами. Таким образом, этот проект как бы и про саморегенерацию в биологическом смысле, и про воспоминания как способ восстановления эмоций через воспоминания детства, связи с родственниками", – объясняет куратор проекта, преподаватель Британской высшей школы дизайна программы "Сценография" Сергей Рябов.
Заданный маршрут проводит зрителя не от истории к истории, а от одного артефакта к другому. Обычно сценографию воспринимают как второстепенную составляющую спектакля, но здесь она главное действующее лицо. Такой подход близок направлению "ГЭС-2: Театр", где фокус внимания не на живом актере, а на объекте. "Театральная программа в Доме культуры как раз пытается найти вот эту нишу – работы с инсталляционными объектами, сценографическими объектами. Как с театром, как с действием, как с игрой", – говорит куратор театральных программ фонда V-A-C и Дома культуры "ГЭС-2" Анна Ильдатова.
В создании объектов студентам помогала команда Центра художественного производства "Своды" в "ГЭС-2". Одной из самых непростых задач было сделать боксерскую грушу в виде сердца. Модель печатали на 3D принтере, снимали выкройки, затем сшивали для инсталляции. Про поиски границ. Объекты оживают, их обживают резиденты "Академии нового танца". "Для нас, как для танц художников было очень важно, чтобы мы не испортили саму инсталляцию. Что бы мы ее не перегрузили, самое важное для нас было именно дополнить и усилить высказывания художников", – рассказывает хореограф, участница проекта "Академия нового танца" Алиса Иус. На этом пути восемь остановок, каждая из которых обозначает этап осознания и возвращения к целостности: телесной, ментальной, психологической, социальной. Выставка-перформанс предлагает не только глубокие размышления, но и легкость игры, которая тоже своего рода регенерация, восстановление, перезагрузка.
