Выдачи автокредитов в России снизились до двухлетнего минимума
Как сообщают "Известия", банки также говорят о сильном снижении выдач по сравнению с предыдущим годом. В пресс-службе ВТБ сообщили, что они уменьшились вдвое, а в Совкомбанке — в полтора раза.
По мнению гендиректора "Скоринг Бюро" Олега Лагуткина, банки выдают меньше автокредитов из-за того, что регулятор последовательно проводит политику "охлаждения" этого рынка. В середине прошлого года ЦБ были введены ограничения для финансовых организаций на выдачу автокредитов заемщикам, которые направляют на обслуживание долгов более 50% своего дохода.
"Данная мера привела к ужесточению риск-политики банков и заметно сузила число потенциальных клиентов", – пояснил Лагуткин.
Но основной причиной обвала рынка автокредитов можно считать рост утилизационного сбора. Да, разумеется, его оплачивают продавцы, однако все издержки закладываются в стоимость транспортного средства. Импортеры и производители перечисляют утилизационный сбор за каждое проданное в России авто. Отечественным компаниям эта сумма возвращается в виде субсидий. Поэтому рост утильсбора в основном затрагивает иномарки. По данным "Известий", с 1 октября 2024-го показатель вырос сразу на 70–85% в зависимости от параметров машины. С 1 января 2025 года он вновь был увеличен — на этот раз в среднем на 10%.
Как ранее подсчитало Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), средний размер автоссуды уменьшился в декабре 2024 года на 1,4% в месячном выражении до 1,28 млн руб. Это самый низкий показатель за последний год. В ноябре 2024 года, по данным НБКИ, средний размер автокредита составлял 1,3 млн руб.
