20 марта 2025, 11:28 20 марта 2025, 12:28 20 марта 2025, 13:28 20 марта 2025, 14:28 20 марта 2025, 15:28 20 марта 2025, 16:28 20 марта 2025, 17:28 20 марта 2025, 18:28 20 марта 2025, 19:28 20 марта 2025, 20:28 20 марта 2025, 21:28

Право выбора: Оркестр имени Светланова исполнил Седьмую симфонию Прокофьева

  • Картинка
  • Право выбора: Оркестр имени Светланова исполнил Седьмую симфонию Прокофьева
  • Картинка
    Право выбора: Оркестр имени Светланова исполнил Седьмую симфонию Прокофьева
  • Право выбора: Оркестр имени Светланова исполнил Седьмую симфонию Прокофьева
Особенность произведения – два варианта финала: минорный, который предпочитал сам композитор, и мажорный, написанный по совету коллег.

Седьмая симфония Сергея Прокофьева прозвучала в Концертном зале Чайковского в исполнении Оркестра имени Светланова. Особенность произведения – два варианта финала: минорный, который предпочитал сам композитор, и мажорный, написанный по совету коллег. На вечере представили обе концовки. Их услышала Лидия Алёшина.

Лебединая песня, – говорят о последней завершенной партитуре Прокофьева. Седьмую симфонию композитор написал за год до ухода из жизни. "Эту симфонию я назвал юношеской... Духовная красота и сила советской молодежи, жизнерадостность и устремленность вперед, в будущее — вот что хотелось мне отразить", – признавался Прокофьев.

"Прокофьев тяжело болел, когда ее сочинял и, скорее всего понимал, что симфония будет последней. И как многие другие гении вложил в нее свое завещание, свои мысли по поводу великой тайны смерти, по поводу искусства завершать земной путь", – рассказал автор и ведущий цикла Ярослав Тимофеев.

Юношеская свежесть, меланхоличное и ностальгическое настроение, любовь к жизни и светлая печаль. У Прокофьева два варианта финала: один: так как видел и чувствовал сам композитор, второй с быстрой кодой, написанный по заказу.

"Лучше не вспоминать, какой финал кто играл, потому что это вопрос политический. Прокофьев же написал тихий финал, но симфонию эту выдвигали на Сталинскую премию. Некоторые дирижёры, не буду называть фамилии, ему сказали, что ты не получишь этот приз, потому что такой финал не годится и он написал другой финал", – прокомментировал директор Государственного академического симфонического оркестра России им. Е. Ф. Светланова Григорий Левонтин.

Первый исполнитель Седьмой симфонии дирижер Самуиил Самосууд на премьере в октябре 1952 года с Симфоническим оркестром Всесоюзного радио представил второй вариант. Тихая светлая печаль или быстрая кода, где публика заведомо громче будет аплодировать – дилемма и для современных исполнителей. Музыковед Ярослав Тимофеев изучил 34 записи этой симфонии разных лет и 12 из них заканчиваются быстрой кодой. Дирижер Александр Лазарев за пультом ГАСО России имени Светланова тоже оказался перед выбором.

"У него концепция выстраивается в контексте исторического момента. Он самым глубоким образом изучает, что происходило в это время в композитором, музыкальном мире. Какие предтечи могут быть для рождения этого круга эмоций", – поделился концертмейстер Государственного академического симфонического оркестра России им. Е. Ф. Светланова Сергей Гиршенко.

На этом концерте решили исполнить оба варианта: тот, что по заказу – в записи. А со сцены прозвучал финал, каким его задумывал Прокофьев. "Отстаивайте тот финал, который я сочинил вначале, " – говорил сам композитор.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация