В РАМТе покажут премьеру – спектакль "Лето Господне"
Премьера в Российском академическом молодежном театре. Спектакль "Лето Господне" – это первая постановка романа Ивана Шмелева на московской сцене. Режиссер Марина Брусникина превратила прозу в коллективный рассказ, подчиненный общей теме – "память как родина души". Каким предстает мир в детских воспоминаниях – увидела Юлия Кундрюкова.
Спектакль по Шмелеву Марина Брусникина мечтала поставить уже несколько лет, и вот он – долгожданный момент. За кулисами все тихо и серьезно, и только 9-летний Максимилиан Кутузов – исполнитель роли маленького Вани – предвкушает премьеру как веселую игру. "Лето Господне" ни разу не ставили на московской сцене.
"Это очень сложная задача, потому что материал огромный, неподъемный, перенасыщенный красками, радостью, событиями, ситуациями. И перевести это все на театральный язык так, чтобы не потерять хотя бы этого ощущения чуда, – это очень сложно", – говорит главный режиссер Российского академического молодежного театра, заслуженная артистка России Марина Брусникина.
Этот роман Иван Шмелев писал уже в эмиграции, после того, как расстреляли его единственного сына. Писал, чтобы спастись в воспоминаниях о прежней жизни на Родине. Многое сознательно приукрашивал. И даже первые дни Великого поста, когда нужно глубоко задуматься о грехах, наполнены детской радостью. Среди действующих лиц – Иван Шмелёв и маленький Ваня. Воспоминания взрослого человека и живой образ ребенка – так рассказ становится еще объёмнее. Характерных ролей в спектакле мало, общая картина создается благодаря коллективному существованию. Но у каждого своя задача и краска, которая создает общую палитру.
"Каждый из занятых в спектакле является полноценным рассказчиком. Этот текст начинает отзываться в зрителе только тогда, когда он отзывается в артисте, в личности", – говорит актриса Анна Тараторкина.
Александр Девятьяров, исполнивший роль Ивана Шмелёва, перечитывал роман трижды. А еще написал музыку для этой постановки. Говорит, что тоскует по прошлому, где его даже не было. Но чувство, что всё это было частью нашей культуры, не обмануть.
"Праздновали вместе, и в скорби были вместе. Сейчас мы каждый за себя. Поэтому для меня это надежда, что люди услышат, захотят прийти и накрыть стол", – отмечает актер, композитор Александр Девятьяров.
Художник Нана Абдрашитова создала на сцене замкнутое пространство, которое открывается с каждым новым воспоминанием и впускает новых героев. Костюмы нейтральных цветов. Но в каждой сцене появляется хотя бы один персонаж в ярких красках, которые соединяются в пестрый рисунок на веселой ярмарке. Герои проходят через праздники и скорби. Все это неотъемлемая часть жизни, которой когда-то умели радоваться при всех трудностях и лишениях. В то же время это история взросления главного героя, мальчика, который в финале прощается с главной фигурой в своей жизни – с отцом. И через эту скорбь учится принятию неизбежного.
