Более 3800 ДТП: усилить контроль за самокатчиками призывают правоохранители и жители Волгограда
Число аварий почти вдвое больше, чем за тот же период 2023 года. В ДТП пострадали 4052 человека, 44 погибли. Треть всех происшествий случилась на тротуарах и пешеходных зонах. Следственный комитет уже направил в Госдуму предложения по изменениям в правилах пользования прокатом электросамокатов.
Индикатором заряда они словно подмигивают прохожим: "возьми меня в прокат, промчимся". В будний и не очень погожий день в шеренгах "двухколесных" просвета нет. А вот в выходные найти свободный – непросто. Взять самокат в аренду оказалось делом буквально пары минут. Управление интуитивно простое. Газ, тормоза, клаксон и есть даже поворотники. Но прежде чем встать на самокат, нужно подготовиться, знать и выполнять правила дорожного движения.
"Смотреть, чтобы дети не выбегали, и слишком сильно не разгоняться. Скорость допустимая, конечно, но когда ты уверен, что никто не выскочит у тебя на пути. Нужно не забывать, что это транспортное средство, которое небезопасно", – объясняет самокатчик.
Самокат довольно тяжелый, но при этом шустрый и тихий. Скорость набирает быстро, но не больше 25 километров в час – таковы условия. Весело и с ветерком – самое то для весенних прогулок. Но есть нюанс – безопасно эксплуатировать подобное средство индивидуальной мобильности сегодня дано не каждому.
"Ненормальных людей хватает, и, когда они едут на самокатах, тут порядок не наведешь. Только физическим способом разделения дорог", – считает волгоградка.
"Пешеходы должны знать, что есть дорожка, специально отведенная для них. И я ребенка учу, что надо ходить в специально отведенных местах", – отвечает местная жительница. "Хорошо отношусь. Самокатчики не мешали никогда", – говорит жительница Волгограда.
В Волгограде в прошлом году следователи изучали десятки дел об авариях с участием электросамокатов.
"Мужчина, управляющий самокатом, на придомовой территории наехал на молодую девушку, в результате этого наезда ей была оказана медицинская помощь. Удалили селезенку, что судебно-медицинской экспертизой было установлено как тяжкий вред здоровью", – говорит руководитель следственного отдела по Центральному району г. Волгограда СУ СК России по Волгоградской области Владимир Суров.
А вот и виновник того наезда. Мужчина был опытным пользователем электросамокатов.
"Я тогда ехал вниз по горке, поэтому скорость превышена была. Увидел, что одна девушка обернулась и начала другую тащить на себя. Я заметил, что они обратили на меня внимание, но так получилось, что одна девушка ушла влево, другая вправо. Как раз мне под колеса в последний момент. Мы столкнулись, ее подкинуло с кувырком. Сам упал, и самокат на меня тоже. Я опытный пользователь, никогда не нарушал. Вдвоем мы не катались, через пешеходные переходы только пешочком. Не гонял, не было никаких прецедентов", – рассказывает виновник ДТП с самокатом Иван.
Мчащиеся самокаты держат в страхе пешеходов на тротуарах, на дорогах и переходах напряжены водители. Но, как показывает жизнь, расслабляться нельзя даже в водной стихии.
"Вблизи Центрального стадиона молодой мужчина, проезжая по фонтану, наехал на малолетнего ребенка", – говорит руководитель следственного отдела по Центральному району г. Волгограда СУ СК России по Волгоградской области Владимир Суров.
"Там много детей было, но он задел нашего старшего сына. Так задел, что он подлетел и об решетку ударился. На лбу ему накладывали 6 или 7 швов. Мы даже не могли предположить, что возможно такое, потому что, ну, кому в голову придет через фонтан проезжать на самокате", – рассказывает отец ребенка, пострадавшего в столкновении с электросамокатом Марлен Сафаров.
И это только два примера. К сожалению, только в прошлом году катание на электросамокатах стало причиной гибели двух человек.
"За прошедший 2024 год у нас зарегистрировано 51 дорожно-транспортное происшествие с участием таких транспортных средств, в которых два человека погибли и 29 пострадали. В рамках профилактики таких ДТП Госавтоинспекция проводит достаточно большой пласт работы. Здесь профилактика проводится и в дошкольных, и в общеобразовательных учреждениях, и с водителями, и с пешеходами, и многих других направлениях", – объясняет начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения Госавтоинспекции Волгоградской области Антон Федотов.
Профилактическая работа в сфере проката средств индивидуальной мобильности на регулярной основе проводится следственным комитетом. Руководство ведомства даже вышло к Госдуме с предложениями изменить правила в сфере кикшэринга. Основным должно стать наличие прав даже для управления маломощными электрическими средствами передвижения.
"Хорошо будет, когда лица, которые будут управлять этими самокатами, будут обладать определенными знаниями ПДД. Нужно получение водительского удостоверения, а также исключить управление электросамокатами малолетними лицами. Необходимо, чтобы самокаты не использовались хаотично всем населением и в местах массового скопления людей", – говорит руководитель следственного отдела по Центральному району г. Волгограда СУ СК России по Волгоградской области Владимир Суров.
А вот по мнению представителей сферы кикшеринга, такие изменения в корне противоречат самой философии их работы.
"Наша компания считает чрезмерным введение водительских прав на электросамокаты, которые являются маломощными. Сама сущность электросамокатов малой мощности предусматривает быстроту и простоту использования. Так мы можем в принципе нарушить сам смысл использования электросамокатов, скорости его использования, как шеринговых, так и личных", – считает управляющий компании по прокату самокатов Иван Состанов.
В компаниях считают, что культура пользования электросамокатами растет. Пользователи стали ответственнее относится как к технике, так и к окружающим. Нарушителей – тех, что передают управление несовершеннолетним, пользуются самокатом в алкогольном опьянении и лихачат – блокируют. Не забывают прокатчики и про свою ответственность.
В этом году компания расширила действие страховки, которая распространяется в случае происшествия с электросамокатом не только на того пользователя, райдера, кто управлял электросамокатом, но и на пешеходов, которые так же могут пострадать в случае какого то происшествия.
Каким будет решение проблемы – покажет время. Хочется верить, что достигнуто будет самое главное, – безопасность и тех, кто ценит современные возможности прогулки, и тех, кому привычнее идти пешком, сообщает ГТРК "Волгоград-ТРВ".
