В Эрмитаже представили выставку о становлении французского искусства
В Эрмитаже представили выставку о развитии графики во Франции XV – начала XVII века. Экспозиция показывает, как формировались принципы, определявшие искусство страны до первой половины двадцатого столетия. "Французскую манеру" изучил Алексей Комаров.
Этот портрет середины XV века – один из трёх сохранившихся в мире рисунков Жана Фуке – первого мастера французского Возрождения. Исследователи считают, что на нём изображён Людовик XI – циничный и жестокий политик, при котором власть короля стала абсолютной, а Франция – единой. Благодаря чему и сформировалась национальная художественная школа.
"Это важнейший излом французской истории – переход от Средних веков к Новому времени. Время, когда закладывалась основа всего французского искусства Нового времени", – говорит куратор выставки Василий Успенский.
Искусство Франции после завершения Столетней войны, в которой страна хоть и победила, но потеряла 2/3 своего населения, находилось на крайне низком уровне. Как только государство вздохнуло свободно, аристократия стала тратить золото и серебро на красоту, пригласив в свои замки лучших итальянских мастеров, как это сделал Франциск I. Так благодаря смешению древнегреческих, римских, тосканских художественных стилей с позднеготическими чертами породило такое явление, как "Школа Фонтенбло".
"Грациозность, изысканность, это всё формируется в середине XVI века, в первую очередь при дворе Фонтенбло, где художники подстраиваются под вкусы двора, а двор пытается соответствовать вот этой изысканности Нового искусства", – рассказывает куратор выставки Александр Конев.
Французские мастера сумели адаптировать стилистику школы Фонтенбло к запросам общества, а главное, государства и церкви. Завершает выставку зал с работами Жака Шарля де Белланжа. В Эрмитаже одна из крупнейших коллекций этого "последнего мастера маньеризма", как его называют искусствоведы. В рисунках и гравюрах он ставил утончённость и элегантность выше всего остального. Белланж жил в эпоху контрреформации, когда католическое искусство ставило перед собой задачу – привлечь зрителя в церковь. Как это сделать? Оголить женщину, сделав её сексуальной. Например, вот здесь у всадницы немного задрано платье.
Это настоящий маркетинговый ход, как сказали бы сегодня. До Белланжа художники использовали обнажённые фигуры в основном в религиозных сюжетах, связанных с раем. Такое искусство было доступно узкому кругу лиц. Эти же листы – массовый продукт. А так как гравюру принято было рассматривать, то зритель не только запоминал библейский сюжет рисунка, как того хотела католическая церковь, но и находил в нём настоящую изюминку, за которую готов был платить серебром.
