30 марта 2025, 21:35 30 марта 2025, 22:35 30 марта 2025, 23:35 31 марта 2025, 00:35 31 марта 2025, 01:35 31 марта 2025, 02:35 31 марта 2025, 03:35 31 марта 2025, 04:35 31 марта 2025, 05:35 31 марта 2025, 06:35 31 марта 2025, 07:35
  • Алена Рогозина

Суровая Чукотка и "маршрут силы": чем богат Русский Север

  • Картинка
  • Суровая Чукотка и "маршрут силы": чем богат Русский Север
  • Картинка
    Суровая Чукотка и "маршрут силы": чем богат Русский Север
  • Суровая Чукотка и "маршрут силы": чем богат Русский Север
Одна из главных тем – освоение Арктики. Алена Рогозина только что вернулась из Чукотского автономного округа. Репортаж о том, чем богаты эти суровые края, об арктическом "маршруте силы" – Северном морском пути и о том, как "На Севере – жить!"

Тоннели уходят в глубь вечной мерзлоты. Буровая установка прокладывает путь к чукотскому золоту.

"Работа важная, мы обеспечиваем безопасность в шахте", – говорит оператор бурильной установки Артем Янчук.

Времена работы отбойными молотками и тележками прошли, теперь используют гигантские машины. Сергей Крылов работать на Крайний Север приехал из Москвы.

"Сказали – приезжай, понравится. И на самом деле так и случилось, езжу четвертый сезон", – делится оператор погрузо-доставочной машины Сергей Крылов.

Работа под землей, круглые сутки – без выходных. Требуются выносливость, навыки водителя, опыт горняка, плюс умение управляться с электронными панелями и сложными механизмами.

Рассыпное золото здесь, на крайнем северо-востоке, добывают в шахтах – технология уникальная, в мире нигде такой больше нет. Золотоносные пески – это русла древних рек, сформировавшиеся десятки миллионов лет назад. Сохранились под многометровым слоем мерзлоты.

"Тут находится основное содержание золота", – показывает начальник подземного участка Евгений Обухов.

Горные самосвалы свозят добытое на склад. Стоим буквально на горе золота. Здесь, на Чукотке, рассыпные месторождения, вот это все смерзшийся древний ил, из которого и добывают драгоценный металл. Сколько миллионов лет этой породе – даже сказать сложно.

Промывка начнется летом. Единственная на всей Чукотке, преемник еще советских трудовых традиций, артель "Шахтер" добывает 700-900 килограммов золота в год.

Екатерина Васильева лучше других знает, что добыча золота – очень тяжелый труд. Девушка из чукотского отдаленного села Конергино закончила МГУ, мечтает о карьере геолога.

"Я научусь правильно считать запасы, это лучше знания в геостатистике", – обещает Екатерина.

Работа в золотодобывающей компании привлекает молодежь технологичностью, высокими зарплатами, карьерными перспективами и отличными бытовыми условиями.

Не пугают ни Полярная ночь с лютыми морозами, ни полугодовые вахты, ни дорога. От Москвы до участка "Ленинградский" сначала 10 часов самолетом с пересадками, потом без малого сутки вездеходом по зимнику.

Съемочная группа добралась до мест, куда не ступала нога журналиста. Добрались до самого крупного в России россыпного месторождения золота, район реки Рывеем. Геологоразведка пришла сюда в начале 60-х, тогда и вырос здесь Полярнинский ГОК.

Чукотка – это, наверное, рекордсмен СССР по вложенным сюда деньгам. В советские годы золотодобыча тут развивалась бурными темпами. Жизнь кипела. Владимир Рупель вспоминает, как переживали провальные 90-е, предприятие вытянули с трудом. В это сложно поверить, но компания растет, по существу, на приисках, которые тогда считались нерентабельными.

"Уезжали и все бросали. Разговоры шли, что золота нет. Нужно начинать с геологоразведки. И вот этот показатель сразу нас вывел, что мы стали работать с 2000 года более 300 килограмм", – рассказывает основатель артели "Шахтер" Владимир Рупель.

Инвестпроекты – это, прежде всего, золото. Чукотка среди лидеров добычи. Но все упирается в инфраструктуру, точнее – в ее отсутствие. В первую очередь, это дороги.

Алена Рогозина: "Вот этот снежный холм, на котором я стою, называется заструг. Снег, спрессованный морозами и ветрами за зиму такой низовой пургой, которая сейчас метет. И он настолько крепкий, что мне кажется, что я и лопату сюда не воткну".

Территория размером с две Франции и населением всего в 50 тысяч человек обладает, наверное, самой дорогой сетью местных перевозок.

В прибрежный поселок Биллингс (в честь британского и российского мореплавателя-картографа, который изучал этот берег) все необходимое для жизни доставляют по автозимнику, помогают старатели. Вкладываются и в профориентационное образование школьников, развивают авиационные и беспилотные технологии. Поддерживают развитие искусств.

"Меня радует набережная, что строится, и скоро будет сдан наш спортивный комплекс", – говорит преподаватель Певекской школы искусств Алина Смыкалова.

Приметные разноцветные пятиэтажки, недавно построенный храм и оснащенная по последнему слову медицинской техники больница. Раньше за всеми обследованиями приходилось лететь в Анадырь или Москву.

"Три года назад мы открыли отделение первичной сосудистой патологии и, в принципе, мы сейчас уменьшили количество санитарных рейсов", – рассказывает главный врач Певекского филиала Чукотской окружной больницы Николай Никадюк.

Бизнес активно развивается и инвестирует в развитие своих производств и в развитие региона, а Чукотка помогает. Округ – единственный в стране, где работают сразу три особых экономических зоны. Входит в тройку лидеров по росту малого и среднего бизнеса. Крупному бизнесу здесь тоже открываются большие перспективы.

"Это морпорт, который 400 тысяч тонн обрабатывает груза, это аэропорт, который с линии принимает все возможные самолеты, ну и, конечно ,транспортная доступность, дороги", – говорит мэр Певека Иван Леюшкин.

На берегу Северного Ледовитого океана пришвартована первая в мире плавучая атомная теплоэлектростанция. После окончания вуза Илья Алексеенко приехал сюда на работу и сразу получил уникальную стажировку, повышает квалификацию.

"Мы чаще находимся в маневре, поэтому необходимо быстро принимать решения", – объясняет инженер по управлению системами ПАТЭС Илья Алексеенко.

Региону выделят больше 5 млрд рублей из бюджета на обустройство энергетической инфраструктуры, необходимой для освоения крупнейшего Баимского месторождения. А значит понадобится еще несколько плавучих энергоблоков.

"Здесь у нас за сопкой, порядка 40 километров, мыс Наглёйнгын, куда пришвартуются в недалеком будущем еще таких четыре плавучих энергоблока", – говорит и.о. заместителя главного инженера по инженерно-технической поддержке и качеству ПАТЭС "Академик Ломоносов" Кирилл Клименко.

Чукотка – значимая часть Севморпути. Здесь, за Полярным кругом, спрятаны огромные запасы полезных ископаемых, включая золото, серебро и углеводороды. Освоение этих мест, до которых не дотягиваются спутники и дороги, всегда было трудным делом. Новый подход к Арктике – это инновации, развитие собственных технологий, понимание экономики, бережный подход к природе. Суровый край сильных духом людей, у которых есть четкий план на будущее.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация