Владимир Путин: развитие Арктики санкциями не остановить
Первым воинское приветствие отдает командир атомного ракетоносца. Так положено, когда на борт заходит старший офицер. На подлодках верховный главнокомандующий бывал не раз, но эта – совсем новая. По проекту "Ясень-М" строят корабли четвертого поколения, то есть самые тихие, мощные и живучие в мире.
На борту "Архангельска" есть все, чтобы служить было комфортно. Даже баня. И все же в этих узких коридорах подводникам порой приходится находиться месяцами без выхода на поверхность. На это, говорит президент, способны только люди "особого характера". И именно такие матросы, солдаты и офицеры сегодня приближают мир на Украине.
"Бывший премьер-министр господин Джонсон убедил украинское руководство в том, что нужно продолжать вооруженную борьбу до последнего, по сути дела, украинца с целью нанести России стратегическое поражение. Вот он, наверное, подзабыл, что есть такие коллективы, как ваши, такие средства, как ваша подводная лодка. Он, видимо, подзабыл или вообще не очень понимает, что такое русский, российский народ, что у наших людей в душе и в сердце, когда речь идет о безопасности Отечества", – сказал Путин.
Обеспечить безопасность нашей армии удалось почти на всей территории Луганской Народной Республики и больше чем на 70% земель каждого из трех других новых регионов. Одни из лучших на передовой – как раз моряки. Точнее морпехи. Генерал-майор Михаил Гудков пришел на этот разговор командиром 155-й тихоокеанской бригады, а ушел – замкомфлота.
"То, чего добился генерал-майор Гудков, должно тиражироваться и на другие подразделения Вооруженных сил, и прежде всего, конечно, подразделения морской пехоты, которые в целом воюют отлично… Мною принято решение перевести вас на другую должность, повысить уровень вашей ответственности. Вы назначаетесь заместителем командующего Военно-морскими силами Российской Федерации", – заявил глава России.
В задачах генерала теперь будет и помощь в реорганизации морской пехоты. Из бригад, по решению президента, станут создавать дивизии. Подлодка, в кают-компании которой шел этот разговор, может нести все возможные типы ракет. В планах – постройка еще пяти "Ясеней" и трех "Бореев". Причем создавать их, обещает Путин, будут с учетом пожеланий моряков.
"Все очень просто: "Благодарю за службу России, желаю удачи!" – благодарит моряков российский лидер.
***
На базу Северного флота – в свой первый пункт постоянной дислокации – "Архангельск" прибыл только в январе, а со стапелей уже сходит его одноклассник – "Пермь". За спуском на воду в Северодвинске следила Салима Зариф.
Корабелы подкладывают на рельсы монетки, чтобы осталась добрая память об этом событии. Сейчас тросы-лебедки тянут корпус подводной лодки, и делают это примерно со скоростью 5-8 метров в минуту. Уже примерно через час этот процесс будет полностью завершен.
"Пермь" – это важнейшая веха в истории нашего Военно-морского флота. Ракетоносцы проекта "Ясень-М" оснащены современными системами навигации, связи, гидроакустики, являются носителями высокоточного оружия и роботизированных комплексов. "Пермь" стала первой многоцелевой подводной лодкой, на вооружении которой стоят гиперзвуковые крылатые ракеты "Циркон". Мы продолжили и продолжим дальше укреплять Военно-морской флот, включая его стратегическую составляющую.
Скорость "Циркона" около девяти махов, то есть 11 тысяч километров в час. Перехватить такую невероятно сложно. Дальность гиперзвуковых ракет более тысячи километров. И поражать они могут как морские, так и наземные цели.
"Ясень-М" – это подлодки четвертого поколения. Они отличаются относительно небольшим водоизмещением. Длина – 130 метров, глубина погружения более полукилометра. В значительной степени автоматизированы, поэтому и экипаж меньше, чем на других подлодках.
***
"Очевидно, что роль и значение Арктики и для России, и для всего мира растет. Но также усиливается, к сожалению, и геополитическая конкуренция, борьба за позиции в этом регионе. Достаточно сказать, все об этом хорошо знают, о планах Соединенных Штатов Америки о присоединении Гренландии. Но вы знаете, это только на первый взгляд может кого-то удивить, и глубоко ошибочно полагать, что это какие-то экстравагантные разговоры новой американской администрации. Ничего подобного. На самом деле такие планы у Соединенных Штатов Америки проявились еще в 60-е годы XIX века… Это вопрос, который касается двух конкретных государств и к нам не имеет никакого отношения. Но при этом нас, конечно, беспокоит только тот факт, что страны НАТО в целом все чаще обозначают Крайний Север как плацдарм возможных конфликтов, отрабатывают применение войск в этих условиях, в том числе силами своих "новобранцев" – Финляндии и Швеции, с которыми, кстати говоря, у нас до недавнего времени не было вообще никаких проблем. Сами своими руками зачем-то создают. Зачем? Совершенно непонятно. Но тем не менее мы будем исходить из того, что есть, и будем реагировать на все это", – отметил Путин, выступая на пленарной сессии Международного арктического форума.
Атомный гражданский флот России тоже растет: в прошлом году к семи действующим ледоколам присоединился восьмой. Строят еще три той же серии и один совершенно новый – проекта "Лидер", что сможет пробивать путь шириной до 50 метров.
"Ой как хочется "Лидер". Потому что будучи капитаном "Маржери" я понимаю, как важно, чтобы ширина ледокола совпадала с шириной судна. Таким образом, мы сможем сэкономить очень много на эксплуатации судов", – отмечает генеральный директор ФГБУ "Главсевморпуть" Сергей Зыбко.
Всего в прошлом году по морям Арктики провели почти 38 миллионов тонн грузов, пятикратно перекрыв рекорд советского времени. Маршрутом воспользовались больше ста иностранных компаний. Но для внутрироссийских связей путь куда важней: от Петербурга до Владивостока получается в полтора раза короче, чем через Суэцкий канал. К концу десятилетия грузооборот по планам вырастет минимум вдвое.
"В ближайшие годы мы от десятков миллионов тонн перейдем к сотням. Вот это мы можем точно прогнозировать. Поскольку, во-первых, проекты на мощности, они разгоняются, несмотря на санкции. Во-вторых, конечно, все те природные ресурсы, на которые проекты нацелены, они имеют спрос. Они нужны на растущих рынках Юго-Восточной Азии, в Китайской Народной Республике, в наших дружественных странах", – утверждает генеральный директор государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" Алексей Лихачев.
Чтобы обеспечить этот спрос, нужны не только ледоколы. В ближайшие годы в России планируют построить 37 новых судов для Севморпути, в том числе 16 спасательных и 13 гидрографических.
"Мы планируем к 2030 году полностью модернизировать Северную верфь в Санкт-Петербурге и увеличить ее производительность в 16 раз. И примерно, наверное, к 2032-му будет новая Приморская верфь, которая будет построена во Владивостоке. Это серьезно увеличит возможности. Порядка 20-25 судов в год сможем на этих верфях – новых высокотехнологичных верфях – производить", – заявил глава ВТБ и председатель совета директоров Объединенной судостроительной корпорации Андрей Костин.
А это поможет развитию всей Арктики. Которое, отмечает Путин, не должно останавливаться, несмотря ни на какие санкции. Сегодня в Заполярье действует крупнейшая в мире свободная экономическая зона. С господдержкой реализуют больше тысячи инвестпроектов на два триллиона рублей. Еще в три обойдется программа мастер-планов для ключевых городов и агломераций. Прямо на презентации президент решает выделить дополнительные деньги на реновацию военных городков и ЗАТО.
- Просьба от всех наших жителей гарнизонов, от бойцов, от семей, прежде всего: были бы благодарны, если будет решение по продлению этой программы до 2030 года, – говорит губернатор Мурманской области Андрей Чибис.
- 30 миллиардов – это федеральные деньги? Давно надо было сделать. До 2030-го на эту программу будут выделять как минимум по 10 миллиардов ежегодно, – обещает глава России.
Порты Севморпути президент распорядился связать с внутрироссийской системой железных дорог. 16 аэродромов Арктики реконструируют в ближайшие годы. А это и туризму поможет. Он растет по 8-9% в год. Своя программа есть у Росатома. К Северному полюсу на ледоколе, преодолев конкурс в полторы тысячи человек на место, путешествуют школьники, студенты, а теперь еще и ветераны СВО.
Арктика в ответ дает стране богатейшие ресурсы. Здесь сосредоточено 11% российского экспорта и 7% ВВП. Под землей – почти четверть неразведанных нефтегазовых ресурсов мира. И редкоземельные металлы, о которых так много говорят в последнее время.
На Арктическом форуме подписали договор об освоении месторождения циркон-бритолитовых руд в Мурманской области с запасами в 20 млн тонн.
А президента попросили поучаствовать в перевалке первого угля на новом комплексе порта "Лавна".
- Разрешите начать отгрузку.
- С Богом. Разрешаю.
- Запуск.
И судя по масштабам планов развития, таких запусков в Арктике в ближайшие годы будет еще много.
