В Москве прозвучит вторая редакция "Страстей по Иоанну" Баха
Ансамбль Collegium Musicum представил в Москве вторую редакцию "Страстей по Иоанну" Баха. Исполнение приурочили к 300-летию премьеры этой версии, прозвучавшей 30 марта 1725 года в Лейпциге. Концерт стал продолжением проекта "Все кантаты Баха". Дженнет Арльт расскажет подробнее.
Первая редакция "Страстей по Иоанну" Иоганна Себастьяна Баха прозвучала здесь же, в Соборе Петра и Павла в прошлом году. Повторяя замысел композитора, который спустя год после премьеры внес изменения, ансамбль Collegium Musicum представляет и эту версию. Для музыковедов остается тайной, для чего композитору потребовалось добавлять новые номера и редактировать предыдущие. У Романа Насонова, который стал идейным вдохновителем проекта, есть своя версия: это самые театральные "страсти" в творчестве Баха.
"Бах совершенно сознательно хотел сделать, если сказать совсем попросту, менее богословским и менее интеллектуальны восприятие истории, которую рассказал святой евангелист Иоанн Богослов. А решил он это передать через чувства, действия, очень яркие аффекты, яркие образы, чтобы мы смогли это прочувствовать", – говорит искусствовед Роман Насонов.
Если "Страсти по Матфею", это эпическая фреска, то "Страсти по Иоанну" камерная, но более эмоциональная драма. Не случайно Роберт Шуман считал их "более смелыми и поэтичными".
"Бах исключительно точно, как мне кажется, передает последние моменты жизни Христа и музыкой, и словом. Сложно сформулировать, это очень кинематографично, на мой взгляд", – объясняет профессор Государственного музыкально-педагогического института им. М.М. Ипполитова-Иванова Владимир Красов.
Особенность этой музыки в ее тембровом богатстве. Сделать звучание максимально аутентичным – одна из задач ансамбля Collegium Musicum.
"У нас барочные инструменты, это реплики деревянных духовых инструментов, которые сделаны по репликам исторических инструментов полностью. У них нет металлических систем клапанов. Это все только в дереве", – отмечает дирижер, художественный руководитель ансамбля Collegium Musicum Олег Романенко.
"Страсти по Иоанну" продолжают духовно-просветительский проект "Все кантаты Баха". С 2017 года Ансамбль Collegium Musicum под руководством Олега Романенко исполняет их в Соборе Петра и Павла. За 8 лет из 200 сочинений уже прозвучали чуть более 100. В апреле слушателей ждет новая встреча с наследием великого кантора.
