"Зависть" по произведениям Юрия Олеши – премьера спектакля в Москве
"Художник и время" – так определяет режиссер Игорь Яцко тему новой постановки в "Школе драматического искусства". В основе спектакля "Зависть" – одноимённый роман Юрия Олеши. Драму о человеке в разломе времён увидела Ксения Луженкова.
"…мой друг, нас гложет зависть. Мы завидуем грядущей эпохе". Безумный изобретатель, "вождь старинных чувств" в чёрном котелке объявился в Москве. В его руках жёлтая подушка – память о былом. Ему противостоит брат Андрей Бабичев, директор пищевого треста, представитель новой рациональной эпохи. А главный герой, угрюмый романтик и обличитель Николай Кавалеров, мечется между двумя мирами.
"Он рвётся наверх, к своей мечте, к Вале, которая стройна, как шахматная фигурка, которая сделает его поэтом, и в то же время падает от высокопарных мечтаний на бабью постель. К Анечке Прокопович, которая варит обеды для артели парикмахеров. И таким образом, и по горизонтали есть этот зеркальный мир. И по вертикали тоже", – рассказывает режиссёр-постановщик, заслуженный артист России Игорь Яцко.
Однако и у Кавалерова есть герой-отражение – футболист Володя Макаров, лишённый человеческих слабостей. Именно ему воздает почести новый мир.
"Человек-машина, человек, на которого будут равняться поколения. Он противопоставляется Николаю Кавалерову, вызывает в нём бурю разных эмоций, непонимания, почему именно такие люди, как Володя Макаров, должны стоять впереди всех", – говорит актёр Федор Леонов.
Образ Офелии, бестелесный в романе, в спектакле имеет не одно воплощение. Это и бутылка в руках Ивана Бабичева, и нож – символ мести. Громоздкая кровать вдовы Прокопович напоминает замок Эльсинор. Она медленно надвигается на зрителей, как машина-разрушитель. Юрия Олешу называли королем иносказания. Его образную систему воссоздали на выставке "Лавка метафор". На авангардном полотне Павла Боркунова изображен спортсмен. Тема футбола находит отражение в "Зависти" – романе о сломе эпох.
"Тот авангард, современником которого был Юрий Карлович Олеша, как раз и продолжается в наше время. И в наше время художники ищут новые формы. И этот экспрессивный Кержаков – лучшее тому доказательство", – отмечает куратор выставки Наталья Чебан.
Полифоничный образ Офелии воплощает фотограф Ван О. В парадигму творческих размышлений встраиваются и картины Александры Лисиной-Кравец. Эта серия работ была написана специально для "Лавки метафор". Художница вдохновлялась образами из романа Олеши. Ветки, полные цветов и листьев. А это портрет Вали, музы, главного героя, идеальной девушки из Нового мира. Символично и время, и пространство. Юрий Олеша ходил в столичный кинотеатр "Уран", на месте которого сейчас здание "Школы драматического искусства".
