В Архангельске изучают историю детских судостроительных бригад в годы войны
В Архангельске восстанавливают историю детских судостроительных бригад. Они помогли спасти город от голода в годы Великой Отечественной войны. Участники проекта, современные подростки, по чертежам 1943 года строят ёлу, маломерное судно, на котором летом отправятся в плавание. Как сохраняют память о тихом подвиге, расскажет Ксения Егорова.
Два раза в неделю, в свободное от школы время, сюда, на базу Товарищества поморского судостроения, приходят подростки, чтобы стать мастерами в плотницком деле и построить свою лодку по образцу ёлы 1943 года.
"Уже сделали для ёлы киль, сделали макеты ёл", – говорит участник проекта Максим Прилуцкий.
"Конечно хочется, чтобы ребята научились не только инструментом работать, но еще и новые морские слова узнали, конструкцию судна, из чего оно состоит, как это работает", – делится впечатлениями плотник верфи Товарищества поморского судостроения Александр Тормасов.
"Ёла" – норвежское слово. Означает небольшое парусно-гребное деревянное судно, способное вместить команду не более четырех человек. Ёлы использовались для рыбного промысла на Белом море еще с XIX века. Удобные, быстрые, маневренные.
"Видно, насколько объемная, выпирающая форма кормовой части, а если мы пойдем в сторону носа, то мы придем к передней части корпуса. Эти обводы становятся вогнутыми внутрь, глиссирующими, разваливающими волну", – рассказывает руководитель Товарищества поморского судостроения Евгений Шкаруба.
Идея восстановить ёлу по чертежам 1943 года пришла после находки этого альбома с фотографиями. Когда открыли журнал Соломбальской судоверфи, с удивлением обнаружили, что строительные бригады состояли из детей и подростков.
"За этим стеллажом находились целые тома, конструктивные чертежи, выполненные на кальках. Здесь очень серьезные документы хранятся, они сделаны рукописным способом и имеют неимоверную трудоемкость", – объясняет владелец архива Соломбальской верфи Сергей Николаев.
Как оказалось, строить промысловые суда было больше некому – Архангельск, хоть и был тыловым городом, но активно участвовал в войне. Порт принимал военные грузы, в том числе конвои союзников, а все учреждения были отданы под госпитали.
"К 42 году наступает настоящий голод в городе, ситуация очень острая по итогам периода, а это 42-43 год. Архангельск на втором месте после Ленинграда. Что из себя представляет голод – это когда съедено все, нет домашних животных в городе, нет собак, кошек, ворон, чаек. Официально варят в городских столовых, институтских столовых из чаек супы и так далее", – отмечает директор Северного морского музея Евгений Тенетов.
Порт Архангельска на немецкой аэрофотосъемке. На него промышленные объекты и жилые дома с августа 42 года фашистами сброшены тысячи фугасных и зажигательных бомб. Почему стали строить именно ёлы? Ответ кроется в размере этого промыслового судна – не более 10 метров. Для военного времени вражеской авиации и флотаслишком мелкая рыбешка, тем не менее сколько жизней спасли эти суденышки. Было придумано такое решение: в сжатые сроки построить деревянные суда, с помощью которых можно быстро организовать вылов рыбы и добычу морского зверя. Впервые на строительстве деревянных судов применили поточную постройку. Каждый подросток делал свою операцию, движения были отточены до автоматизма. Такое разделение труда позволило ускорить процесс. В день дети сдавали по полторы ёлы!
"Работа тяжелая, сначала надо пробить, потом кувалдой все проконопатить, чтобы все было хорошо, чтоб они, когда пойдут в море, были надежными", – рассуждает ветеран Соломбальской верфи Валентина Матонина.
Небольшой квартал на краю Соломбалы возвели работники судоверфи в свободное после работы время. Проект и материалы предоставила судоверфь – и вот уже более полувека Валентина Матонина живет здесь со своей многочисленной семьей. Она родилась в 1928 году в деревне Кировской области, а в 14 лет ее семья переехала в Архангельск. Попала в трудовую бригаду соломбальской верфи в 1943-м.
"Катера строили для рыбной ловли, вот ёлы начали строить", – продолжает ветеран Соломбальской верфи Валентина Матонина.
Это была работа по восемь часов, питание один раз в день – кусок хлеба и баланда. Зарплата тоже была 200 рублей за месяц, на рынке за 200 рублей можно было купить один кирпичик хлеба. Дети жили в общежитиях – это уже расселено, но дает представление быте военного времени.
"Это коммунальная система, то есть один коридор, комнаты направо и налево. На каждом этаже одна общая кухня с большой плитой. По рассказам тех, кто работал подростками во время войны, жили дружно, жили весело, таскали друг у друга блины со сковородок", – комментирует главный специалист по работе с архивом Соломбальской верфи Федор Пильников.
Работа по поиску детей, которые работали на Соломбальской судоверфи в годы войны продолжается. За время Великой Отечественной дети и подростки сделали более 300 ёл, ситуация с голодом в городе выправилась уже к 1944. История этого тихого подвига вдохновляет и сегодня. Уже к лету здесь планируют закончить строительство елы и отправиться по Белому морю, а затем совершить путешествие из Дубны до Архангельска.
