Булгаков до революции и после – в анимационном фильме Станислава Соколова
Станислав Соколов, мультипликатор, из числа самых известных в стране, автор "Гофманиады", всегда был убежден в сильнейшем влиянии Гофмана на русскую литературу. И самым ярким примером такого влияния он продолжает считать творчество Михаила Афанасьевича Булгакова, с его гротеском, с навеянной романтизмом игрой воображения, контактами с потусторонними силами. Досняв "Гофманиаду", Соколов немедленно взялся за Булгакова. Работа, которая длилась не один год, завершена. Началось заслуженное чествование. На недавнем Суздальфесте фильм под заголовком "Булгаковъ", с буквой "ер" в окончании, награжден специальным призом. Это фильм о Булгакове до революции и о Булгакове после нее. Я цитирую Соколова: "Михаил Афанасьевич концентрировался и на реальности своего времени, болезненно переживал превращение людей в стадо, подчиненное правящей идеологии".
В основе мультфильма – дневниковые записи Булгакова, которые поразили режиссера Станислава Соколова своей острой актуальностью. Михаил Афанасьевич приезжает в Москву и описывает свои впечатления от увиденного. Но документальные эпизоды здесь пересекаются с сюжетами ранних фельетонов писателя, драматические события чередуются с веселыми и радостными. А кукольная анимация с рисованной.
"Прошло сто лет, и ситуация у нас каждые сто лет возвращается, в какой-то степени то, что описывал Булгаков начиная с 17-19 года, очень напоминает драматические времена", – сказал режиссер, художник анимационного кино, сценарист, автор фильма "Булгаковъ" Станислав Соколов.
Кукла главного героя, по идее автора, заостряет одну из самых значительных черт писателя – эксцентричность. В стремлении Булгакова выглядеть европейским джентльменом, с моноклем и галстуком-бабочкой, и в умении видеть гротеск в реальной жизни. Станислав Соколов убежден: Булгаков – очень анимационный автор, у него и кот разговаривает, и совсем фантастические существа оживают...
"Его произведения поражают своими контрастами, от реально рассказанных ситуаций и общечеловеческих, конкретных судеб – прорывы в необыкновенные фантазии, которые конструировали неповторимый мир Михаила Булгакова", – поделился Станислав Соколов.
Работа над кукольными эпизодами занимала достаточно много времени. Это зависело не только от сложности мизансцены, количества задействованных кукол, но и от характера движений: их разрабатывали отдельно как для сцен более реалистичных, бытовых, так и театральных с участием Мефистофеля. Все роли в этом мультфильме озвучивал Виктор Сухоруков. 20-минутная лента, словно вихрь, уносит зрителя в мир, полный фантазии, которая не так уж и далеко отошла от реальности. Стоит присмотреться, и среди гротескных сцен легко угадывается современный быт.
"Это очень хорошо для кино, в том числе и для анимации. Хотя в анимации я практически не помню, чтобы какие-то произведения Булгакова были интересно решены", – признался Станислав Соколов.
Эту ленту можно считать своего рода прологом. На очереди – полнометражный мультфильм Станислава Соколова, посвященный Михаилу Булгакову.
