Бесконечное кино: почему документальный фильм "Ино" нельзя увидеть дважды
"Ино" – документальный фильм, посвященный современному британскому музыканту Брайану Ино. Это – инновационная биографическая картина, которую нельзя увидеть дважды! Почему? Узнаем из авторской рубрики Станислава Анисимова.
Сколько раз мы готовы смотреть один и тот же фильм? Прежде чем ответить на этот вопрос, стоит узнать о документальной ленте "Ино". У этого фильма два создателя. Режиссер-документалист Гэри Хаствит и художник, который занимается генеративными системами, Брендан Дос. Вместе они получили доступ к архиву Брайана Ино, в котором было около пятисот часов видеозаписей: концертов, репетиций, интервью. К этому Дос и Хаствит добавили еще 30 часов специально записанных для фильма интервью с музыкантом.
Далее они разбили весь материал на фрагменты, каждый из которых соответствует эпизоду из жизни Брайна Ино. Для того, чтобы лента не утомила зрителя, создатели разработали генеративную сеть. Она в случайном порядке отбирает фрагменты для показа, составляя из них 84-минутный фильм, содержание которого меняется при каждой демонстрации.
Брайан Ино – музыкант-электронщик, родоначальник жанра эмбиент. Даже сегодня, в свои 76, он один из самых ярких представителей экспериментальной музыки. Ино размышляет: до появления нотной грамоты вся музыка была генеративной. Одно и то же произведение не исполнялось одинаково. В конце XVIII века в Европе была популярна шуточная "Музыкальная игра в кости" – композиторы бросали кубики, вот такие вот, подставляли значения в таблицу и в случайном порядке соединяли музыкальные секвенции. Вот, например, результат игры Моцарта.
Сегодня это назвали бы генеративной музыкой, когда трек создается не человеком напрямую, а с помощью заранее прописанных алгоритмов. Такими экспериментами Брайан Ино занимается с 70-х годов прошлого века и добился серьезных успехов. Ну а сейчас эта идея добралась и до кинематографа. Да, интерактивные фильмы уже были, но в них сюжетом управлял сам зритель. А в случае с лентой "Ино" право выбора – у алгоритма. Специалисты подсчитали: у этой документалки... 52 квинтиллиона, то есть миллиарда миллиардов, версий. Показ каждого фильма Ино – это своего рода диджей-сет. Событие, которое не может повториться дважды.
"Классическая музыка, как и классическая архитектура, как и многие другие классические формы, заранее определяет сущность, а затем воплощает ее. Генеративная музыка этого не делает, она определяет набор правил, а затем позволяет им создавать уникальное произведение", – говорит композитор Брайан Ино.
Генеративную систему назвали One Brain – это анаграмма имени главного героя Брайана Ино. Для рассказа о жизни которого, кажется, найдена идеальная форма. Есть повод задуматься, ведь когда мы вспоминаем о нашем прошлом, мы не отматываем пленку назад, мы просто пересобираем заново фрагменты воспоминаний. Каждый раз наша жизнь – это новая, ни на что не похожая история.
