В Павловском соборе в Гатчине реставраторы расчищают росписи в алтарной апсиде
В Павловском соборе в Гатчине реставраторы расчищают росписи в алтарной апсиде. До этого изображения не раз восстанавливались, поэтому дойти до первоначального слоя – задача сложная. За ходом работ наблюдала Екатерина Моран.
Александра Карманова скальпелем аккуратно снимает слой за слоем. Расчистка настенной живописи – работа крайне кропотливая, даже – ювелирная. Но без нее никак. Прежде, чем реставрировать изображения, нужно дойти, как говорится, до «руки мастера». То есть восстановить историческую справедливость.
"Вскрываются нижележащие живописи слои, и ты всегда узнаешь что-то новое. Это другая история. И ты как-то смотришь вглубь того, что было раньше. Это достаточно интересно", – говорит художник-реставратор Александра Карманова.
А вот проглядывает лик пророка Моисея, написанный живописцем Федором Завьяловым при строительстве собора в XIX веке.
"Это 80-е годы. Реставраторы не стали расчищать поверхность, соответственно они сохранили ее. И мы видим с вами в расчистке ленточной , каждый слой за слоем, когда проводились какие-то ремонты, они накладывали каждый слой друг на друга, не расчищая предыдущий", – делится научный руководитель авторского надзора Роман Хейнонин.
На расчистку одного такого фрагмента может уйти до полугода. К сожалению, есть и безвозвратно утерянные элементы. У собора множество "ран" – воздействие неумолимого времени и трагическое наследие войны. Реставрация Павловского собора в Гатчине продолжается пятый год. Специалисты укрепляли конструкции храма, реставрировали лепнину, двери, окна и лестницы, кровлю, купола.
"Были пересобраны с нуля все купола собора, который мы сейчас можем видеть, их разбирали. И если малые купола – они спускались на землю, в полном объеме был разобран до основания, то верхний, центральный купол, он реставрировался на месте. Создавался специальный каркас, по которому его воссоздавали. Потому что конечно процент утраты очень большой, протечки дают о себе знать", – рассказывает руководитель Дирекции по сохранению объектов культурного наследия Ленинградской области Олег Степанов.
Особенно бережно восстанавливают иконостас. Работы ведутся в реставрационных мастерских. В 1939 году алтарь разобрали на дрова. Сохранился он чудом благодаря местной жительнице. В 70-х она вернула уцелевшие элементы в приход.
"Она объемная, пространственная. Да, на ней имеются временные дефекты, небольшие трещины, усыхания, рассыхания. Маленькие механические повреждения, но она не утратила своей уникальности и объёмности.", – говорит научный руководитель авторского надзора Роман Хейнонин.
Большинство элементов, особенно врата, утратили первоначальный вид. Мастерам предстоит все это "освободить из плена" черной краски. Изначально весь алтарь был выполнен из кипариса. Считается, что это наиболее ценная порода древесины. Однако в процессе очистки выяснилось, что некоторые фрагменты были добавлены позже. И уже из другого дерева. Вот например эта липа. Специалистом предстоит принять решение, сохранять ли такие фрагменты. Еще несколько лет назад определить примерные сроки окончания работ казалось невозможным – настолько велик был масштаб "бедствия". Сейчас же реставраторы заявляют: в историческом обличии храм предстанет перед посетителями в конце следующего года.
