Пушкинский музей представляет французский рисунок первой половины XIX века
Музей изобразительных искусств имени Пушкина представляет выставку французского рисунка первой половины XIX века. Впервые за сто лет собрание представлено столь полно. В экспозиции – более 160 работ. Что вдохновляло художников, творивших в эпоху бурных перемен, расскажет Муса Мстоян.
Французский рисунок первой половины XIX века. На этой выставке в Пушкинском – листы, в которых нашли отражение самые разные события и явления. По горячим следам художники создавали произведения, посвященные Великой французской революции. Это акварель Оноре Домье "Камиль Демулен в саду Пале-Рояля". Молодой журналист и революционер призывает сограждан к оружию. Рядом – работа с тем же сюжетом. Такой речь Демулена увидел Жозеф Навле.
"Видно, насколько по-разному мастера подходят к интерпретации одного и того же сюжета. У Навле всё внимание сосредоточено на передаче массового действия, толпы, общей атмосферы. У Домье всё выражено с помощью ограниченного числа фигур, но каждая из них предельно выразительна", – отметил куратор выставки Виталий Мишин.
Во французском искусстве того периода особое место занимает сатира. Время социальных потрясений между двумя революциями. Эти работы печатали в журнале "Карикатур" Филипона. "Большой смотр армии "золотой середины" авторства Гранвиля. Журналисты с перьями наперевес, врачи с большими шприцами, судьи со сломанными весами... Не совсем стройные ряды идут под какофонию звуков оркестра.
"Довольно любопытно: здесь и полиция, которая едет задом наперед. Причем где-то здесь, под седлом, можно прочитать, что это не просто лошадь, а лошадь здравого смысла, и весь этот парад – здравый смысл, вывернутый наизнанку", – сказала заведующая отделом нового западного искусства ГМИИ им. Пушкина Александра Данилова.
Всего на выставке 25 тематических разделов. Большое жанровое разнообразие: художники пишут портреты, зарисовывают сцены быта, жизнь народную и иноземную. Подобные рисунки, представляющие социальные типы, чаще всего печатали в иллюстрированных журналах. Французские художники того времени открывают для себя и "мир Востока". Это Каир в работах Шарля Пьеррона. Большинство экспонатов не просто этюды и наброски, а вполне законченные композиции.
"Именно в этот момент рисунок, с одной стороны, рассматривается часто как подготовительная форма, и здесь мы можем видеть огромное количество рисунков, которые затем были переведены в литографии или служили эскизами для живописных композиций. Одновременно начинается обособление рисунка как самостоятельного жанра", – сообщила Александра Данилова.
160 листов признанных мастеров, таких как Делакруа, Доре, Прюдон, а также работы неизвестных авторов. В этих рисунках – картина мира жителей Франции XIX века.
