10 апреля 2025, 08:55 10 апреля 2025, 09:55 10 апреля 2025, 10:55 10 апреля 2025, 11:55 10 апреля 2025, 12:55 10 апреля 2025, 13:55 10 апреля 2025, 14:55 10 апреля 2025, 15:55 10 апреля 2025, 16:55 10 апреля 2025, 17:55 10 апреля 2025, 18:55

Восстановлена утраченная музыка Сергея Прокофьева

  • Картинка
  • Восстановлена утраченная музыка Сергея Прокофьева
  • Картинка
    Восстановлены утраченные произведения Сергея Прокофьева
  • Восстановлена утраченная музыка Сергея Прокофьева
Сочинения были написаны композитором в годы Великой Отечественной войны.

Восстановлены утраченные произведения Сергея Прокофьева, созданные в годы Великой Отечественной войны. Сокращённые записи партитур расшифровал худрук и дирижер Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга Антон Лубченко. Что помогло вернуть музыку, узнала Дженнет Арльт.

Премьера 2 сочинений Сергея Прокофьева прошла спустя 80 лет после написания! Это музыка к киноновелле "Тоня" и фильму "Котовский". Над ними композитор работал в 1942 году, находясь в эвакуации в Алма-Ате. Туда же перевезли несколько киностудий, с которыми Прокофьев сотрудничал. Судьба этих кинолент сложилась по-разному. Фильм "Тоня" так и не вышел на киноэкраны, а музыка оказалась утраченной, и до недавнего времени не звучала в концертных залах так же, как и музыка Прокофьева к фильму "Партизаны в степях Украины" снятому в 1942.

"Видимо, кинопроизводство велось достаточно в сжатые сроки и суматошно. Слышно, что музыка записана наспех, небрежно, иногда, к сожалению, некачественно. Было очень мало времени, сыграли, бросили инструменты, убежали и оставили ноты", – говорит худрук и дирижёр Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга Антон Лубченко.

Но в архивах сохранились так называемые дирекционы – рукописи композитора, в которых он детально записывал свои музыкальные идеи. Эти наброски содержали подробные указания по оркестровке и исполнению.

"Однажды он ехал в поезде. Вагон сильно качало, трясло и было неудобно выписывать мелкие нотки, например, партию второй трубы. Поэтому он изобрел способ, который называется дирекцион, то есть сокращённая запись партитуры", – объясняет научный сотрудник Российского национального музея музыки Алиса Насибулина.

Именно дирекционы стали для Антона Лубченко ключом к восстановлению утраченных партитур.

"Всё, что мне оставалось, – это выполнить роль его ассистента: взять дирекционы и ещё раз их расшифровать, превратив в партитуру", – продолжает худрук и дирижёр Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга Антон Лубченко.

Часть архива Прокофьева, в том числе и периода эвакуации, хранится в Российском национальном музее музыки. Здесь автографы композитора, дирекционы и фрагменты партитур. Например, к фильму Эйзенштейна "Иван Грозный", опере "Война и мир" и многим другим.

"Эйзенштейн писал, что с ним было легко работать, потому что он сначала наигрывал все, затем записывал на пленку с точным хронометражем того, как это должно звучать. И если его все устраивало, то он начинал инструментовку", – отмечает старший научный сотрудник Российского национального музея музыки Ольга Кузина.

Музыке к фильмам "Тоня", "Котовский" и "Партизаны в степях Украины" повезло меньше: до слушателя она добралась только сейчас.

"Практически этим произведениям дана вторая жизнь. Я думаю, что впоследствии эти произведения будут играться в нашей стране, потому что музыка Прокофьева всегда востребована", – рассказывает генеральный директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов.

Часть восстановленной музыки Прокофьева уже записана Губернаторским симфоническим оркестром Санкт-Петербурга, в ближайшее время Антон Лубченко планирует завершить студийную работу. Партитуры уже запрашивают другие симфонические коллективы и дирижёры.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация