Большой театр возвращает на сцену оперу "Катерина Измайлова"
Большой театр возвращает на сцену оперу "Катерина Измайлова". Композитор Дмитрий Шостакович оттолкнулся от знаменитого произведения Лескова "Леди Макбет Мценского уезда" и создал глубокую психологическую драму. На премьере была – Полина Ермолаева.
Валерий Гергиев за дирижерским пультом – взмах его палочки возвращает Катерину Измайлову в репертуар Большого.
"Спектакль "Катерина Измайлова" поставлен на сцене Большого театра. Мы эту постановку ценим. Последние 15 месяцев мы работаем над необходимым совершенно сегодня процессом возвращения максимально богатого репертуара прежде всего русской классики как оперной, так и балетной", – отмечает генеральный директор Большого театра, худрук – директор Мариинского театра, народный артист России Валерий Гергиев.
Это – возобновление постановки после двухлетнего перерыва – маэстро снова и снова проходит партии с оркестром и солистами. Минимализм в декорациях – две серых покосившихся стены да деревянные балки и перекладины… и такая сценография как нельзя лучше оттеняет – страсти, Катерину разрывающие. Либретто Шостакович писал сам, отталкиваясь от повести Николая Лескова "Леди макбет Мценского уезда". И у композитора "купчиха, которая с жиру бесится" – превратилась в "женщину умную, талантливую и интересную"! фигуру поистине трагическую – будто бы одна она и знает, что такое настоящие душевные порывы.
"Шостак все-таки сделал ее более человечной мы все равно е сопереживаем Катерине", – говорит оперная певица Екатерина Семенчук.
"Мне лично Катерину совсем не жалко, когда она меня душит на сцене", – признается солист оперной труппы Большого театра Илья Селиванов.
Илья Селиванов – в роли Зиновия, мужа Катерины. Партию его отца – Бориса – исполняет Дмитрий Ульянов.
"Немножко такой сумасшедший деспот, который хочет все к своим рукам, чтобы все у него в руках было, что и сын-то у него непутевый, еще невестка тут не пойми какая", – делится приглашенный солист Большого театра, заслуженный артист России Дмитрий Ульянов.
Премьера в 1934 – сразу в Ленинграде и Москве – имела грандиозный успех. "Спектакль идет хорошо. Публика слушает очень внимательно и начинает бежать за галошами только после падения занавеса. Почти не кашляют." писал Шостакович после спектакля.... и планировал сделать "Леди Макбет" началом целого цикла – но 28 января 1936 в газете "Правда" вышла статья "Сумбур вместо музыки" – с которой в советском искусстве и началась кампания по борьбе с формализмом. Опера была запрещена. В репертуар Большого вернулась лишь 45 лет спустя – а в 2016 свою версию на Исторической сцене представил Римас Туминас. И сегодня маэстро Гергиев вернул зрителю – трагедию Катерины, мощную музыку Шостаковича – и это невероятное сочетания гротеска и лирики.
