Концертом "Звук. Число. Обряд" завершился цикл "Лаборатория Musica sacra nova"
"Звук. Число. Обряд" – название финального концерта цикла "Лаборатория Musica sacra nova". На вечере в Московской филармонии звучали сочинения XX века. Их авторы творили в пространстве, где стерта грань между музыкой и духовным служением. В непростой теме обновления музыкального языка разбиралась Елена Ворошилова.
В этой Лаборатории звучит музыка авангардистов, которые удивляли и ставили мир в тупик своими опусами. Пять разных композиторов, которые пытались разгадать связь звука и космоса.
"Эти произведения, наверное, сближает то или иное восприятие сакральности", – говорит директор Московского ансамбля современной музыки Виктория Коршунова.
Арво Пярт в "Тривиуме" для органа закодировал при помощи чисел богослужебные тексты. В этот вечер Иосиф Пуриц представил свою редакцию для баяна. Пьесу для кларнета скрипки, виолончели и фортепиано авангардист Дмитрий Смирнов написал по третьей картине Блейка "Авель" в 70-е. Здесь много кодов, в основе которых звук, число, обряд.
"В основе три компонента: музыка, арифметика и диалектика. Это триединство, оно стирает грань между музыкой и духовным служением", – рассказывает куратор проекта Сергей Терентьев.
Чтобы сыграть Чёрных Ангелов Джорджа Крама, скрипачке Асе Соршневой нужны напёрстки. И хрустальные бокалы. Которые заранее настаивают и наполняют до определенного уровня водой.
"При должном исполнении возникают потусторонние звуки – что-то между электрическими насекомыми, или электрических разрядов, или каких-то сфер потусторонних", – делится скрипачка Ася Соршнева.
Чёрные Ангелы. 13 картин Тёмной Земли – самое мистическое произведение Джорджа Крама. Протест композитора против вьетнамской войны. В партитуре много странных звуков, напоминающих то ли стрекотание насекомых, то ли щелчки вертолётов. А ещё здесь не пересекаются, борются два числа – семь и тринадцать. Число Бога и его антипода. Чтобы показать музыку небесных сфер, композитор написал хрупкое трио хрустальных бокалов. Пьеса для виолончели и органа "На Кресте" Софии Губайдулиной – непостижимый квест и для музыкантов, и для слушателей. Звуковая фигура креста здесь не только музыкальный реальный символ.
"Баян начинает это произведение как раз на своем высоком регистре, а виолончель – на самом низком. В конце концов, происходит всё наоборот. В конце произведения всё меняется местами", – поясняет баянист Иосиф Пуриц.
Это не просто музыка. Это музыка смыслов, зашифрованных в кодах, многие из которых скрыты до сих пор.
