Спектакль "Русалка" по неоконченной пьесе Пушкина поставили в МХТ
МХТ имени Чехова выпускает премьеру. "Русалку" по неоконченной драме Пушкина поставил Максим Меламедов. Молодой режиссер предложил свой вариант развития событий. Как могла бы завершиться эта история, расскажет Яна Музыка.
Этот спектакль вырос из лаборатории "АРТХАБ", посвященной Пушкину. Режиссера Максима Меламедова в недописанной драме "Русалка" покорили первые же два слова: берег Днепра. Постановщик вспомнил собственное детство у реки, на берегу Камы.
"У нас XXI век, новые технологии, но в том регионе, где я родился и вырос, время остановилось. Оно где-то там еще пушкинское. И вот надо соединить фольклорную тематику с современностью, где непонятно, и стилизовать костюмы", – поделился режиссер Максим Меламедов.
В спектакле много музыки – народной и в фольклорной стилистике. Песни дополняют и даже разворачивают пушкинский сюжет.
Романтический сюжет, поэтический текст. В начале работы артисты слегка сомневались, будет ли это "смотрибельно". Но теперь все вопросы сняты, первые зрители смотрели постановку затаив дыхание.
"Здесь есть мощный сюжет. Ну и, конечно, прекрасное пушкинское слово, которое очень приятно произносить, которое тебя возвышает. Потрясающие сцены! У нас там компиляция, есть дописанный текст, мы старались возвыситься до уровня Пушкина. Конечно, Пушкин говорит о любви так, как никто не говорит. И это огромное удовольствие – говорить о любви словами Пушкина", – призналась актриса Маргарита Якимова.
Итак, молодой князь любит дочь мельника. У нее под сердцем ребенок. Но женится князь на другой, покинутая возлюбленная бросается в реку и становится русалкой.
"Мне кажется, князь – это и есть Пушкин. Мне кажется, он это писал про себя и неспроста эту пьесу не дописал, потому что русалка должна была его наказать. У него тоже были такие моменты, допустим, с Натальей Калашниковой, своей любовью, которую он прятал где-то в деревне, и узнал, что она беременна. Когда ему писали в письмах: "что делать?" – он говорил: убери ее подальше, "совесть совестью, но сейчас не до совести", – отметил актер Олег Гаас.
Обычно все интерпретации этого сюжета заканчиваются местью, русалка увлекает князя на дно. В этом спектакле фантазируют о том, что русалка, которая уже не принадлежит этому миру, приходит к отцу, к возлюбленному и смотрит на их жизнь, на их страдания не из личности, а с точки зрения души.
"Вот финал, вот моралите. Как же, чем финалить? Сегодня нет финалов. А финал – это, собственно говоря, про что ты делаешь спектакль, про что он. И у нас он про то, что сегодня очень не хватает жалости к человеку, эмпатии. Наша русалка имеет право пожалеть этих людей", – пояснил режиссер Максим Меламедов.
Перо, которое в начале спектакля было привычном знаком Пушкина, поэзии, в финале воспринимается как образ ангела.
