Живопись начала ХХ века обнаружили в храме Илии Пророка в Костроме
Реставраторы завершают восстановление фресок в костромском храме Илии Пророка. Живопись начала ХХ века в стиле модерн обнаружили случайно. Теперь мастера удаляют плесень, соляные растворы и слои масляной краски. За работой специалистов наблюдал Андрей Тихомиров.
Это живопись в западной части храма Илии Пророка. Над самым входом. В советское время в здании церкви находились конторы, и своды рядом с входной дверью "красили от души", говорят реставраторы. Кроме того, тут десятилетиями протекала крыша. Так что обнаружить живопись начала XX века в стиле модерн, какой был расписан весь храм к приезду императорской фамилии в 1913 году, реставраторы не надеялись. Планировали этот участок сводов записать новодельной росписью. Но зондажи и пробные расчистки ошарашили мастеров.
"Вот, видите, здесь орнамент, который ее ограничивает, то есть можете представить масштабы. Потрясающе, что именно под конец работ вскрылась такая гигантская и многофигурная композиция", – поделился художник-реставратор Иван Лобанов.
Композиция оказалась самой большой из всех, что обнаружились при реставрации в Ильинском храме. Причем на редкий сюжет – "Вход Господень в Иерусалим". Труднее всего оказалось живопись расчищать. Плесень, соляные разводы от дождевой воды и до 10 слоев хозяйственной масляной краски. Скорость работы – несколько квадратных дециметров в день. Поэтому сроков не ставили.
Ильинский храм в начале прошлого века расписал художник по фамилии Горин. Его подпись реставраторы нашли еще в прошлом году. Он был главным в артели мастеров. В качестве образцов артельщики использовали в том числе фрески храма Христа Спасителя. Это видно по фигурам четырех евангелистов из уже отреставрированной центральной части церкви. Церковь Илии Пророка в Костроме реставрируется с 2016 года. И раскрытие живописи – один из знаковых этапов.
