Представители Общественной палаты РФ в рамках рабочей поездки посетили школьные музеи Беслана и Владикавказа
Представители Общественной палаты Российской Федерации в рамках рабочей поездки посетили школьные музеи Беслана и Владикавказа. Эксперты высоко оценили труд людей, которые готовили экспозиции, и подчеркнули, что такие музеи заслуживают особого внимания.
С историей бесланской трагедии каждый, кто заходит в эту школу, знакомится уже в коридорах. Здесь, на стендах, фотографии настоящих мужчин. Ценой собственной жизни они спасали заложников. Память об их подвиге школьный музей хранит также бережно, как и память о людях, навсегда оставшихся в 2004 году.
Наталья Грушевская, член Общественной палаты РФ: "Когда о них говорят, говорят о них как о живых, а не так, будто их уже нет с нами. Поэтому это уникальнейший музей. И то, что здесь так правильно подобраны экспонаты в тех или иных помещениях. Одни посвящены тем ребятам, которые спасали, другие – тем ребятам, которые были непосредственно там, в спортзале, а третьи – жизни, которая продолжалась после этой трагедии, потому что нужно было восстанавливаться и продолжать эту жизнь. И эта хронология сделана очень правильно и грамотно".
Фотографии, личные вещи погибших, даже осколки, изъятые из тел пострадавших в теракте… В экспозицию включили все то, что напоминает о бесланской трагедии – трагедии, которая потрясла весь мир и заставила вспомнить, каким бесчеловечным может быть человек, вставший на путь терроризма.
Надежда Гуриева: "Это вот серия была таких яиц, сделанная по благословению Алексея II. Каждое яйцо именное. Написано «Моли Бога и имя ребенка». На одном из них написано "Моли Бога об Исламе". Мальчик Ислам у нас погибший. Его спрашивают: "Ну как так?" И он сказал: "Господь един, имен у него много, дети все у его трона сейчас ангелы". И вот как нам ни пытаются исламскую карту притянуть, я всегда с этим борюсь. Это у нас были не мусульмане. Это были чистой воды безбожники. Мало того, они не мужчины были, по тому поведению, которое они себе здесь позволяли".
Школа хранит не только экспозицию, посвященную большой трагедии маленького Беслана. История Великой Отечественной войны, всей Осетии и даже самого образовательного учреждения – музей рассказывает обо всем, что должны знать школьники. Новыми экспонатами залы пополняются и сейчас.
Надежда Гуриева, директор Объединения "Школьный музей", учитель истории школы № 1 города Беслана: "Многие школьные музеи говорят: "А где вы берете экспонаты?". Я, например, начинала так: я собрала все, что у меня было дома. По Великой Отечественной войне, по нашему теракту. Все это принесла сюда, и стало понятно сразу, что должно быть, где. У меня мама в этой школе проработала 20 лет. Я сама училась здесь, 46 лет уже работаю".
Еще одним школьным музеем, который посетили члены Общественной палаты России, стал музей 46-й школы Владикавказа. Это буквально хранилище воспоминаний о подвигах тех, кто ковал Великую Победу, и тех, кто сейчас продолжает борьбу с нацизмом – участников специальной военной операции. Теме СВО здесь посвящён целый зал. В этом зале, рядом с экспонатами, находится книга памяти. Она хранит имена погибших в ходе специальной военной операции бойцов – ребят, которые с честью и достоинством выполняли поставленные задачи, не боясь отдать самое ценное во имя Родины – свою жизнь.
Все эти вещи – свидетели истории. Они не просто хранят память о величайших событиях, но и рассказывают детям о том, что значит быть настоящим патриотом. Такие музеи, уверены члены Общественной палаты, заслуживают особого внимания.
Нина Чиплакова, председатель Общественной палаты РСО-А: "Я думаю, что это не только даст возможность и дальше развивать патриотическое воспитание молодежи, но и возможность транслировать наши находки на всю Россию. Потому что все музеи, в которых мы побывали, уникальны. И действительно, Общественная палата собирается выходить с инициативой, чтобы таким музеям было оказано особое внимание и особая помощь. Это серьёзная, большая работа, которая требует систематизации и государственной поддержки. Если удастся это сделать, а я думаю, что удастся, то это будет большая помощь нашим музеям".
Музеям, разным по тематике и содержанию, но выполняющим одну общую задачу – сохранить историческую память и передать её следующим поколениям.
