На телеканале "Россия" стартует исторический фильм "Александр I"
Сцена подготовки к сражению под Аустерлицем – одна из самых сильных в этом кино. Зритель знает, чем все кончится, но вместе с молодым Александром не хочет слушать многоопытного Кутузова и попадается в ловушку Наполеона.
Артиста на роль Александра I искали полгода. Евгений Романцов покорил съемочную группу своим природным аристократизмом. Задача режиссера – воплотить тот самый характер, за который русского царя прозвали Северным Сфинксом.
"Я попробую заложить туда все, чтобы в каждой сцене невозможно было понять, что у него вообще на уме. Он говорит да, но я вижу у него в движении нет. Он говорит, пойдём, но при этом я вижу такие биполярные вещи", – говорит исполнитель роли Александра I Евгений Романцов.
В XXI веке воссоздавать XVIII-й тяжело. Исполнителям главных ролей пришлось учиться играть на скрипке, брать уроки верховой езды, обращаться с оружием, а художникам по костюмам – изготовить 4000 нарядов. Еще 500 бакенбард, 200 усов и 70 париков. Единственное, что не составило труда – подбор исторических декораций.
Александр I все детство и юность провел в Царском Селе, дворец для него был родным домом. И уже будучи императором, несмотря на то что имел по соседству свой дворец, Александровский, он предпочитал жить и работать в Екатерининском.
Мы в событиях более чем 200-летней давности: умирает Екатерина Великая, воцаряется Павел. Во дворце зреет заговор, венценосная семья переезжает в недостроенный Михайловский замок, но и там никто никому не доверяет.
Точнейшее, хотя, казалось бы, не самое очевидное попадание в образ – Федор Лавров. Его Павел – самый неоднозначный персонаж: и авторитарный, и мудрый, и жалкий, когда без парика, в одной пижаме корчится на полу, получив в висок табакеркой.
"Мне всегда интересны неоднозначные фигуры. Пришлось поднять всю историю. Исходя из этого, я смог понять, какие были взаимоотношения, какая атмосфера", – говорит Федор Лавров.
Сиятельные заговорщики: князь Платон Зубов в исполнении Артема Ткаченко и граф Петр Пален – Даниил Спиваковский. Тысячи оттенков коварства и подлости.
"Благодаря таким фильмам и сериалам мы знаем и помним нашу историю мы, артисты раскрываем каждого персонажа по-своему", – отмечает Даниил Спиваковский.
"Дней Александровых прекрасное начало..." Новый царь – тот самый либерал, который не мог, повзрослев, не стать консерватором. Попытки крестьянской и судебной реформ, к которым, оказывается, не готово ни одно из сословий. Много боли, много любовных драм. Все на паузу ставит Наполеон.
Все показано: и поездки Александра в Шенбрунн и Сан-Суси с целью найти союзников, и хитроумные маневры Кутузова. Но ту войну выиграет Наполеон, и в ее ознаменование он распорядится построить в Париже Триумфальную арку. Но через пять лет Париж возьмут русские войска. И в Петербурге в честь этого возведут свою Триумфальную арку, а также установят Александровскую колонну. Ангел крестом попирает змея, что символизирует мир и покой, которые принесла в Европу Россия.
Военный галерея Зимнего дворца была задумала императором лично – размещение портрета в ней стало одной из форм поощрения для героев войны 1812 года. Условием размещения было участие в боевых действиях в генеральском чине либо производство в генералы вскоре после окончания войны. Когда английский художник Джордж Доу писал портреты, многих уже не было в живых. Их увековечили именами под пустыми рамами.
В Историческом музее в Москве хранится коллекция орденов Наполеона. Среди них есть и те, что вручил ему в Тильзите Александр.
"Так было принято у монархов: они обменялись высшими наградами своих империй", – рассказывает заместитель генерального директора Исторического музея Андрей Яновский.
И вот как это было: в шатре, на плоту, установленном ровно посередине реки Неман. Александр со своей ласковой улыбкой, любезным обхождением и французским лучше, чем у французского императора, был вовсе не так сговорчив. "Это настоящий византиец", – скажет Наполеон своим приближенным.
Это был плохой мир после плохой войны. Но был ли у Александра выбор? По большому счету весь сериал о выборе: между чувством и долгом, отцом и бабушкой, дружбой и послушанием, между женщинами, между жизнью, которая есть и которая могла бы быть. Северный Сфинкс и его загадки.
