20 апреля 2025, 20:22 20 апреля 2025, 21:22 20 апреля 2025, 22:22 20 апреля 2025, 23:22 21 апреля 2025, 00:22 21 апреля 2025, 01:22 21 апреля 2025, 02:22 21 апреля 2025, 03:22 21 апреля 2025, 04:22 21 апреля 2025, 05:22 21 апреля 2025, 06:22
  • Александр Хабаров

"Русский камень" в Шотландии увековечил подвиг советских военных летчиков

  • Картинка
  • "Русский камень" в Шотландии увековечил подвиг советских военных летчиков
  • Картинка
    "Русский камень" в Шотландии увековечил подвиг советских военных летчиков
  • "Русский камень" в Шотландии увековечил подвиг советских военных летчиков
Новые малоизвестные страницы подвига советских воинов. Миссия русских летчиков в Шотландии в 1942-43 году. Они должны были сопровождать британские самолеты в Москву. Но все пошло не по плану.

"Русский камень" – так называют этот мемориал жители шотландской деревни Эррол. На чугунной табличке надпись: "В память о русских летчиках, которые героически сражались на восточном фронте и в 1943-м году прибыли на авиабазу Эррол".

"У нас очень ценят этот памятник и вообще хорошо, что он у нас есть, потому что сегодня осталось совсем немного людей в нашей деревне, кто может вспомнить, что происходило в 1943-м году", – говорит Дейв Уорбертен, житель деревни Эррол.

Миссия русских летчиков в Шотландии годы войны была засекречена и могла навсегда остаться в архивах, если бы внучка одного из участников этой операции, Петра Колесникова, не заинтересовалась происхождением хранящихся в семье вещей, привезенных им из Великобритании.

"Дома была старая карта британских островов, британские открытки нашла. Ключ к этой головоломке нашелся в английском национальном архиве. Я открыла рассекреченный файл Королевских ВВС 1943 года, и в журнале авиабазы Эррол в Шотландии прочитала – Колесников, а рядом другие русские имена", – рассказывает Анна Белорусова.

За несколько лет исследований Анне удалось установить полную картину этих событий. К лету 1942 года на фронте критически не хватало транспортной авиации. Посол в Лондоне Иван Майский предложил использовать переделанные под транспортники новые британские бомбардировщики "Албермарл". Это были неуклюжие машины, сложные для пилотирования и недостаточно устойчивые в полете. Британские летчики прозвали их "Дамбо" – по имени летающего слоненка из мультфильма Диснея.

Ничего лучшего союзники в тот момент предложить не могли. Кроме того, единственным вариантом их доставки был опасный перелет через Северное море, Норвегию, Швецию и дальше через оккупированные немцами земли. В мае 1942-го этот маршрут опробовал на себе нарком иностранных дел Вячеслав Молотов. Он добирался до Шотландии в бомбоотсеке тяжелого бомбардировщика ТБ-7. Часть полета нарком и члены его делегации провели в кислородных масках. Командиром экипажа был один из лучших летчиков Советского Союза Эндель Пусэп. В марте 43-го все тот же Пусэп доставил в Шотландию командный состав московской авиагруппы.

"И в том числе вот эти трое. Вот здесь они за шахматами в 43-м году. Это командир отряда Коротков, старший штурман Гуревич и мой дед", – показывает фото Анна Белорусова.

К советским летчикам были прикомандированы несколько офицеров Королевских ВВС и два пилота инструктора. Подразделение было названо отряд номер 305. Вся информация о деятельности от ряда была строго засекречена.

Аэродром, где тренировались наши экипажи, был построен в начале войны на землях, которые британское министерство обороны реквизировало у местных фермеров.

"Самолеты стояли здесь. Они выкатывались по этой дороге направлялись либо в эту сторону, либо в противоположную", – вспоминает Кир Ду, фермер.

Наш собеседник – правнук одного из тех фермеров, которые были вынуждены уступить свои поля. После войны уже его деду пришлось выкупать эти земли у британского правительства. Несмотря на это Кир гордится, что его семья внесла свой вклад в дело общей победы. И фотография бомбардировщика "Албемарл" в его офисе на почетном месте. Это самолет, на котором летали русские.

Рядом аэрофотоснимок, сделанный в те годы. На нем можно разглядеть стоящие самолеты и оценить масштаб построенных здесь сооружений.

Советских пилотов разместили в самом удаленном уголке авиационной базы, в яблоневом саду, здесь сохранились некоторые из деревьев. Вообще, 305-й отряд Королевских военно-воздушных сил был уникальным подразделением, потому что он состоял из асов советской авиации, сюда отправляли только лучшие экипажи. Доверить переброску новых двухмоторных машин в опасном ночном перелете можно было только самым опытным пилотам.

Эти летчики имели серьезный боевой опыт. Участвовали в обороне Москвы, совершали рискованные полеты в глубокий тыл противника, забрасывая туда разведывательные группы.

"Папа рассказывал про одну молодую радистку, которую сбросили в тыл врага, и которую спустя некоторое время он снова встретил в своём самолёте. Встреча была радостной, но, когда это произошло в третий раз, девушка перед прыжком заплакала, обняла папу, поцеловала и сказала, что этот раз, наверное, последний, такого везения не бывает и вернуться живой обратно мне не суждено, вот. Больше папа ее не встречал", – вспоминает Лидия Колесникова, дочь Петра Колесникова.

Так что оказавшиеся в Британии пилоты из России и сами могли многому научить своих инструкторов. Но миссия в Шотландии тоже была не из простых.

На опасном участке Северного моря, который контролировали немецкие истребители, были сбиты и пропали без вести экипажи пилотов Сергея Куликова и Федора Ильченко. Во время тренировочного полета разбился самолет под управлением Героя Советского Союза майора Александра Груздина.

Трагедия случилась в живописном уголке Шотландии – на берегу озера Тэй. Самолет падал прямо на лежавшую внизу деревню, и советские летчики пожертвовали собой, чтобы спасти людей.

"Он разбился чуть выше на этом холме. Это было ужасно. Нос самолета отлетел сюда, на место, где мы сейчас стоим. Каким-то чудом они смогли удержать его в воздухе достаточно долго, чтобы упасть здесь, а не на деревню. И мы очень благодарны им за то, что они сделали", – говорит Фиона Бэллантайн.

В 1943-м году эта трагедия потрясла всех находившихся на авиабазе в Эрроле, они воочию убедились в героизме наших летчиков.

Дэвид Уорбертон, житель деревни Эррол утверждает, что отношение к ним у местных было очень хорошим:

"Их все поддерживали. Мы боролись с общим врагом – Гитлером. Наши люди не хотели Гитлера, русские не хотели Гитлера. Так чего же нам было не собраться вместе и не избавиться от Гитлера?"

"Вот это английские учебники. Это издание 43-го года. По ним наши лётчики учили английский язык. И вот здесь написано рукой английского лётчика «Удачи! Надеюсь, ты вернёшься при лучших обстоятельствах! Россия и Англия! Ви! Виктория! Победа!». А вот это пуговица британского летчика, пуговиц королевских ВВС. У них была традиция тогда обмениваться пуговицами в знак дружбы. Наверное, в какой-то английской семье хранится дедушкина пуговица со звездочкой, серпом и молотом", – показывает свои реликвии Анна Белорусова.

Сначала на аэродроме в Эрроле появилась скромная памятная табличка, но бывший командир Гвардейского королевского полка шотландских драгун, бригадный генерал Джеймсон посчитал, что этого недостаточно.

"Это так важно, чтобы мы помнили об этих отважных русских летчиках, которые сражались и погибали вместе с нами. 11 из них погибли. И мы, шотландцы, решили, что было бы очень правильным сделать нечто большее, чтобы хранить память о них достойно", – говорит Мелвилл Джеймсон, генерал в отставке.

Материалом для памятника стал малиновый кварцит. Эта уникальная порода добывается в Карелии, рядом с поселком Шокша.

"Из него сделан Мавзолей Ленина у нас, Могила Неизвестного Солдата в Москве. Также некрополь Наполеона, ну, и другие небольшие. Это самые такие громкие. И теперь в Эрроле у нас памятник стоит", – поясняет Александр Ким, скульптор.

Все участники этого проекта и в России, и в Шотландии работали бесплатно, не взяв ни копейки ни за изготовление памятника, ни за его транспортировку и установку.

"На этом мемориале крылья Королевских ВВС и крылья русских летчиков находятся рядом друг с другом. Это прекрасно! Знаете, по невероятному совпадению табличка для этого камня изготовлена на заводе, основанном Чарльзом Гаскойном, шотландцем из Глазго, которого пригласил в Россию Петр Великий", – рассказывает Мелвилл Джеймсон.

Никого из тех, кто соприкоснулся этой историей, она не оставила равнодушным. Речь не только о героях и памятниках, но и о самой обычной человеческой доброте.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация