Выставка "1775. Триумф Екатерины Второй" – открытие в "Царицыно"
В музее-заповеднике "Царицыно" начались торжества, посвященные 250-летию основания императорской усадьбы. В Большом дворце открылась выставка "1775. Триумф Екатерины Второй", которая отражает события от переезда императрицы в Москву до начала преобразований в бывшей деревне Черная грязь. Ольга Мещерякова продолжит.
Устремленный в небо – колоннами, шпилями, воздушной конструкцией. Большой дворец, замысловатое творение Матвея Казакова. Ничего подобного в мире больше нет. Как ни встретить и вот таких театральных, гротескных форм – полета архитектурной мысли Василия Баженова. Что их объединяет – сложная судьба. Великая милость и презрительное забвение. Загадка, неподвластная исследователям.
Это необыкновенное пространство – поместье, так не эстетично прозванное Черная грязь, приметила Екатерина Великая. И, не мудрствуя лукаво, назвала Царицыно. Сохранился документ о переименовании, каменный приказ.
"Считается, что идею названия дал Екатерине именно Григорий Потёмкин, он приезжал с ревизией, контролировал стройку, именно здесь развиваются их романтические отношения. Именно отсюда она руководила государством", – рассказывает генеральный директор музея-заповедника "Царицыно" Елизавета Фокина.
Этого прекрасного моста здесь, конечно, не было, был другой, но именно этим путем Екатерина въезжала в деревню Черная грязь. Ее восхитил ландшафт, холмы и невероятные перепады высоты.
Год начала строительства – 1775й. Страна празднует победу над турками. На Ходынском поле разбиты праздничные шатры. Авторы проекта – Баженов и Казаков. "Увеселительные строения" Екатерине понравились. Баженова и приглашают главным архитектором новой усадьбы. 10 лет он воплощает царственный замысел. Сохранился малый дворец, хлебный или кухонный дом, и оперный, но музыка в нём не зазвучала. Государыня к Царицыну охладела. Почему – не известно.
"Немножко наподобие городка с турецкими мотивами, и вот она приезжает спустя 10 лет – совершенно уже другая женщина, опять немножко средневековый город, который её раздражает", – говорит научно-исследовательского отдела музея-заповедника "Царицыно" Александра Герасимова.
Екатерина повелевает всё переделать и приглашает Матвея Казакова, к тому моменту завершившему работу над Петровским путевым дворцом. Большой баженовский дворец разрушен, строится новый.
Он гораздо более монументален, можно даже сказать тяжеловесен, хотя это не говорит о том, что он плох, но он стилистически отличается. Здесь использовался тот же кирпич, который был в баженовских строениях", – делится научный сотрудник музея-заповедника "Царицыно" Михаил Тренихин.
Увидеть результат императрица не успеет. Царицыно – так и останется без хозяина, придет в запустение, превращаясь обратно в Черную грязь. Его пытались восстановить и снова забрасывали. И лишь спустя два с лишним столетия вернули к жизни архитектурный шедевр великих русских зодчих.
