В Сергиевом Посаде показали выставку "Любовью и единением спасёмся"
Выставку "Любовью и единением спасёмся" в Сергиево-Посадском музее-заповеднике обновили. Часть экспонатов вернули в свои музеи, а их место заняли новые предметы, связанные с именем преподобного Сергия Радонежского. Юлия Струкова подробнее.
Эта выставка – самый крупный проект за вековую историю Сергиево-Посадского музея-заповедника. Она задумана, как долгосрочная. Меняются только некоторые экспонаты. На месте полотен Нестерова из Русского музея теперь появились редкие иконы. Каждая – со своей историей. Вот образ преподобного Сергия XVII века из музея русской иконы. Коллекционеры Михаил Абрамов и Николай Задорожный приобрели ее в Чикаго.
"За 200 км от Чикаго обнаружили коллекцию икон одного аргентинца. Его сын носил имя Сергия, поэтому он на аукционах покупал иконы с изображением Сергия", – рассказывает директор Музея Русской иконы Николай Задорожный.
Есть произведения из частных коллекций. Благодаря выставкам их подробнее атрибутируют и вводят в научный оборот. Вот на этом образе преподобного XVI века обнаружили надпись, что происходит он из храма Варвары и Анастасии, который, скорее всего, находился на территории Троицкого монастыря.
"Далее говорится, что эта икона помогла в 1848 году во время эпидемии холеры справиться с этой болезнью – её носили по всем селам Московской губернии", – говорит заместитель директора Сергиево-Посадского музея-заповедника Светлана Николаева.
Третьяковская галерея расширяет свое присутствие на выставке. В экспозиции остается триптих Нестерова "Труды преподобного Сергия". Рядом появилась житийная икона святого середины XVI века.
"Сам образ преподобного и то, как он написан, и сам состав клейм восходит к более раннему образу рубежа XV-XVI веков, который был написан для Троицкого собора Троицкого монастыря – то есть по соседству. Нам очень радостно организовать такое соседство. Что наша икона рядом и посетители могут сравнить эти образы", – делится хранитель музейных предметов Государственной Третьяковской галереи Анастасия Лихенко.
"Богоматерь Порт-Артуровская" написана в Киево-Печерской Лавре ветераном Крымской войны матросом Федором Катанским в 1903 году. Богородица с ликом Христа на берегу моря – популярный образ в русско-японскую войну – тогда икона была отправлена во Владивосток, ей молились жены моряков, с нее было сделано множество списков. Рядом с ней на выставке – икона с образами Николая Чудотворца, апостолов Петра и Павла и броненосец.
"Это флагманский броненосец первой Тихоокеанской флотилии, который взорвался на рейде 31 марта 1904 года, на нем погиб верховный адмирал русского флота, офицеры штаба матросы, и художник Верещагин. 18.25 Этот образ скорее всего не был корабельным, а был создан после гибели корабля", – отмечает заведующая отделом Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Рублева Надежда Герасименко.
Преподобный Сергий – покровитель русского воинства, монашества, святой, с которым связана идея единения народа во имя духовного возрождения и защиты Отечества. Бесконечно можно изучать, сопоставлять памятники, их судьбы, чтобы понять масштаб личности и ее влияния на отечественную историю.
