Выставка "Литературные миры Бориса Мессерера" – в Доме Остроухова
Выставка "Литературные миры Бориса Мессерера" открылась в Доме Остроухова. В экспозиции – более ста живописных и графических работ. Личные вещи и фотографии воссоздают атмосферу мастерской художника, которая была центром притяжения для поэтов, писателей, музыкантов. В пространстве, где рождаются идеи и мечты, побывала Лидия Алёшина.
Путешествие по "Литературным мирам Бориса Мессерера" начинается с мастерской. Мессереровский чердак на Поварской автор поэмы "Москва – Петушки" Венедикт Ерофеев называл оплотом мировой богемы: это было место, где встречались представители артистического и литературного миров, разговаривали и читали стихи.
"Мы много общались с людьми искусства: с кинематографистами, с художниками, конечно. И звали их и на открытия этих мастерских. Огромная сила была в нашем общении, потому что мы были открытые люди очень", – вспоминает народный художник России Борис Мессерер.
Образ мастерской Бориса Мессерера на Поварской постарались воссоздать на этой выставке. Рисовальный уголь, тюбики с краской, кисти и коллекции, которые собирает Борис Мессерер. Керосиновые лампы, утюги – этот с секретом внутри, но что там находится, пусть это останется тайной художника. Милые сердцу предметы вдохновляют мастера на создание композиций. Живописные работы и книжная графика. Серия "Посвящения": Александру Блоку, Анне Ахматовой, Осипу Мандельштаму. Ещё во время учёбы в Московском архитектурном институте Мессерер подрабатывал художником-оформителем.
"Это был основной способ зарабатывать деньги. Я попытался сделать пару книг в офорте. Резание иглой по металлу, по лаку, травление – это страшно кропотливая работа", – рассказывает Борис Мессерер.
На этой выставке – иллюстрации к книгам Шукшина "Киноповести", Ахмадулиной "Сны о Грузии". А это "Поэзия танца". У художника был пропуск в Большой театр, где он делал зарисовки балерин во время отдыха.
"Это выдающийся художник, это человек, который олицетворил собой целую эпоху, это человек душевно щедрый, добрый", – отмечает директор Государственного музея истории российской литературы им. В. И. Даля Дмитрий Бак.
Декорации и костюмы художника к театральным спектаклям в эскизах. 1964 год. Оперный театр. Лейпциг. Эскиз занавеса к опере Чайковского "Пиковая дама". Постановка Покровского. Материалы, которые использовал художник, делая эскиз: дерево, бархат, шёлк, тушь, бумага бархатная. Рядом эскиз костюмов Лизы, Германа.
"Эта энергия, которая есть в этой мастерской, мы попытались чуточку её вынести в пространство этой выставки, для того, чтобы каждый смог её почувствовать и чуть-чуть почувствовать себя тоже творцом в этом контексте", – делится куратор выставки, заведующая Домом И. С. Остроухова в Трубниках Марина Краснова.
Сейчас Борис Мессерер в своей мастерской продолжает работать. Большую часть времени посвящает литературному творчеству: пишет воспоминания.
