Национальная сокровищница: Русскому музею – 130 лет
Русскому музею – 130 лет. 25 апреля 1895 года Николай II подписал указ об учреждении первого в стране государственного музея отечественного искусства. Его назвали в честь императора Александра III, которому и принадлежала эта идея. Об истории коллекции напомнит Дмитрий Ясковский.
130 лет назад в Михайловский дворец еще не пускали посетителей – жилые анфилады спешно превращались в музейные залы, а будущая сокровищница шедевров только принимала первые коллекции. Исторический документ стал актом политической воли, направленной на формирование самобытного культурного пространства страны.
"По сей день собрание Русского музея является крупнейшим собранием русского искусства не только в нашей стране, но и в целом в мире", – заявила генеральный директор Государственного Русского музея Алла Манилова.
Первым управляющим стал великий князь Георгий Михайлович. Он сразу пожертвовал музею свою богатейшую коллекцию – восемь тысяч монет и медалей. И распорядился привозить картины даже из царских резиденций, что вызвало ропот венценосных родственников, которые обвинили Георгия Михайловича в том, что он посягает на императорскую собственность. Управляющий ответил на это официальным письмом.
"Георгий Михайлович написал, что всю жизнь считал: если что-то в России принадлежит государю, то это принадлежит России, а если что-то в России есть кроме того, что принадлежит лично государю, то это всё равно принадлежит государю. Вот таким невероятно изысканным дипломатическим ходом он обеспечил себе возможность дальнейшей собирательской деятельности", – рассказал заместитель генерального директора Государственного Русского музея Григорий Голдовский.
Так в музее появились 445 предметов живописи. Сегодня там уже 440 тысяч произведений искусства. Сохраняют и восстанавливают культурное наследие и для будущих поколений.
"Наша профессия похожа на профессию врача, потому что, во-первых, нужно поставить диагноз, провести какие-то анализы – вот у нас техника, технологические исследования, химическая лаборатория. Каждая картина имеет право на жизнь и реставрацию. Подход один – серьезный, правильный, музейный", – отметила художник-реставратор отдела реставрации станковой масляной живописи Государственного Русского музея Надежда Егорова.
В отделе технических исследований проводят рентгеноскопию, изучают полотна в ультрафиолетовом диапазоне. Порой это помогает проникнуть в первоначальные замыслы художников. Портрет Анны Ахматовой Натан Альтман переделывал несколько раз, пытаясь найти наиболее лаконичную и выразительную композицию.
"Изменениям подверглась кичка. Изначально она была несколько иной формы, и, может быть, даже автор неоднократно ее исправлял, прежде чем добиться именно такого положения волос", – сообщил и. о. заведующего отделом технологических исследований Государственного Русского музея Вячеслав Торопов.
Такие исследования дают обильный материал для искусствоведов, но главное – помогают найти оптимальные способы реставрации. Старинные, проверенные веками технологии – мед и осетровый клей – тоже не забывают. Другая важная деликатная сфера – это обеспечение сохранности предметов постоянной экспозиции. Смотритель Галина Палосина наблюдает за порядком в зале, где находится знаменитое полотно Репина "Заседание Государственного Совета". Замечаний посетителям старается не делать. Говорит: достаточно строгого взгляда поверх очков.
"Самое главное в этой ситуации – не обижать и не унижать людей. Если вас где-то, может быть даже заслуженно, в грубой форме будут останавливать, вам туда просто больше не захочется идти", – сказала смотритель залов Государственного Русского музея Галина Палосина.
Недавно Русский музей установил своеобразный рекорд – на выставке Василия Сурикова побывали 334 тысячи посетителей. Возможно, экспозиция шедевров другого передвижника – Карла Брюллова – приблизится к этому достижению. Желающих увидеть полотна мастера русского романтизма так много, что в дни школьных каникул приходилось даже продлевать работу музейных залов.
