Как видит мир искусственный интеллект?
"Как видит мир искусственный интеллект?" – этому вопросу посвятили новую выставку в Париже. Представлены работы художников, чье творчество тесно связано с современными технологиями. О влиянии нейросетей на традиционное искусство – Муса Мстоян.
Игры, кино, реклама, 3D-модели. Кажется, уже нет такой области, куда еще не дотянулся своими алгоритмами искусственный интеллект. Стремительно превращаясь из эксперимента в массовую технологию, нейросети стали влиять на наше взаимодействие с миром. Его воспитывали на нашем прошлом, и теперь он задает тренды на будущее.
"Художники относятся к искусственному интеллекту по-разному. Одни критикуют его как технологию, основанную на эксплуатации интеллектуальной собственности, ведь она может иметь очень серьезные последствия, в особенности политические. Другие принимают нейросети, пытаются их понять, исследуют логику работы моделей", – рассказал куратор выставки Антонио Сомаини.
В центре внимания художников – аналитические нейросети, их используют для распознавания лиц, а также генеративные, они создают текст, изображения и звук на основе базы данных. Это "Вычисление империй" – картографическая работа размером 2 на 12 метров. Ее авторы попытались визуализировать искусственный интеллект в пространстве и во времени.
"Эта работа посвящена осмыслению момента, в котором мы сейчас находимся. Он может показаться необычным, но подобное уже происходило. Например, промышленная революция, когда человечество стало свидетелем перехода к заводской архитектуре. Она изменила массовое сознание, представление о времени. Нечто очень похожее происходит сейчас", – отметила соавтор проекта "Вычисление империй" Кейт Кроуфорд.
Грегори Шатонски раньше творил, что называется, вручную, но теперь ему достаточно задать команду, и творить за него начинает нейросеть. Видео в этой инсталляции генерируются в реальном времени. Ее название – "Четвертая память" – отсылает к идее, что генеративные модели станут памятью человечества после его вымирания.
"Это действительно невероятная новая среда. Я думаю, что это так же важно, как синематограф в свое время. Для меня работа с искусственным интеллектом – это способ исследовать культуру, наше время – сложное и запутанное", – поделился автор инсталляции "Четвертая память" Грегори Шатонски.
Вместе с тем художники призывают коллег использовать технологии разумно, не опускаясь до плагиата.
"Если художник хочет повторно использовать произведения эпохи Возрождения, и в этом есть какая-то цель, то, я думаю, это интересно, потому что это копирование ради концепции. Но если это просто воспроизведение чьего-то искусства, это может стать проблемой, и к тому же это незаконно", – сказала художница Инес Сиуль.
Выставка в парижском центре Jeu de Paume, с одной стороны, предлагает задуматься о влиянии новых технологий на современную культуру, с другой – приглашает увидеть, какая же она, красота в глазах смотрящего.
