Фотолетопись войны и Победы – в Мультимедиа Арт Музее
И в заключение еще немного о войне и о Победе в ней 80 лет назад. Приближается День Победы, и снова свидетельства военного времени приобретают особую ценность и яркость, и среди них фотографические свидетельства, красноречивые и убедительные. Это была не просто фотохроника войны. Взять, к примеру, работу Евгения Халдея 43-го года "Тюрьма в Ростове. Расстрел", на Нюрнбергском процессе она фигурировала в качестве одного из обвинительных документов. Фотолетопись войны и Победы представлена с этой недели в столичном Мультимедиа Арт Музее. Это одна из его новых выставок. На другой – послевоенное творчество военного фоторепортера Наума Грановского.
Летопись сражений в черно-белых кадрах – на выставке "Свидетельства войны". Советские фотокорреспонденты под пулями и бомбами фиксировали историю. На этом фото Эммануила Евзерихина – уцелевший фонтан "Танцующие дети" в Сталинграде. А рядом – панорама, которую склеивал и ретушировал сам фотограф, чтобы снимок скорее появился в газете.
"Они отправляли в редакции маленькие контрольчики, и часто это были отретушированные фотомонтажи. Ретушь при плохой военной полиграфии, когда газеты издаются в ежедневном режиме", – рассказала директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.
Сотрудник газеты "Известия" Павел Трошкин фотографировал бои за Москву, Сталинград и Ельню. По воспоминаниям сослуживцев, сначала он снимал танки, пригнувшись. Но потом осмелел, стал сочинять целые композиции, просил танкистов позировать. Даже в страшное военное время фотографы оставались творцами. В сорок первом Евгений Халдей запечатлел истребитель И-16. Для выразительности использовал мультиэкспозицию – совместил фрагменты нескольких негативов. Так на итоговом снимке появились три летящих истребителя.
Апофеоз войны на фотографии Дмитрия Бальтерманца "Горе". В 42-м немцы расстреляли в Крыму семь тысяч мирных жителей. В особом разделе экспозиции собраны документальные свидетельства фашистских преступлений против человечности. Ужасы войны и героизм советских солдат явлены миру лишь благодаря военным фотографам. Многие кадры стали хрестоматийными, как "Комбат" Макса Альперта.
Одному из плеяды фотокоров Великой Отечественной войны Науму Грановскому музей посвятил отдельную выставку. Этот мастер прославился дважды: четыре десятилетия после войны снимал Москву. Он, как никто другой, умел показать, как менялись с годами лицо столицы и жизнь горожан. "Москва: от первых такси до олимпийских строек" – такой заголовок дали экспозиции работ одного из классиков отечественной фотографии Наума Грановского.
