О том, как усадьбу "Архангельское" берегли в годы ВОВ
Во время Великой Отечественной войны у сотрудников музея-усадьбы "Архангельское" был свой фронт. Они сохраняли, готовили к эвакуации и берегли во время транспортировки культурные ценности, которые владельцы имения собирали на протяжении веков. Анна Шустер расскажет подробнее.
Одна из крупнейших в России коллекция декоративной мраморной скульптуры. Свыше двухсот изваяний – от фигур античных богов до памятных колонн. Всё это – достояние подмосковной усадьбы "Архангельское". В преддверии юбилея Великой Победы музейные сотрудники вспоминают, как их предшественники сберегли экспонаты, когда на Красногорск летели зажигательные бомбы.
"Когда директор Иван Михайлович Починовский вместе с коллекцией уехал в эвакуацию, то бывшего директора Алексея Александровича Найдышева попросили присматривать за музеем здесь на месте – следить за фугасными бомбами, которые могли упасть, надо срочно было не дать разгореться пожару", – рассказывает хранитель фондов Снежана Медведева.
В помощь для ухода за огромной территорией Алексей Найдышев и его супруга, бывшая до войны экскурсоводом, получили лишь двух сторожей. Колоссальный объем работы лёг и на плечи директора музея Ивана Починовского. Под его руководством экспонаты музея полуторками перевезли на Урал.
"Одна из деталей, когда ехали в эвакуацию, Починовский сопровождал этот груз и водителю по дороге рассказывал, что везут, как везут, о значении, как надо везти, что машина не должна дергаться, подпрыгивать, внушив это одному водителю, он пересаживался в следующую машину", – комментирует заместитель генерального директора по учету и хранению музея-заповедника "Архангельское" Людмила Гринева.
Экспонаты музея были размещены в здании музыкальной школы рабочего поселка Верх-Нейвинск. Местные школьники носили дрова, чтобы прогреть помещения, Починовский в знак благодарности рассказывал им истории об Архангельском. А в это время на территории усадьбы его возвращения ждали около 160 мраморных скульптур. Вывезти их не смогли, тогда было решено погрузить мраморные фигуры в деревянные ящики и зарыть в землю.
"Каждая скульптура весит около 500 килограммов, это цельный кусок мрамора. Это была колоссальная работа, титаническая!", – говорит хранитель музейных предметов музея-заповедника "Архангельское" Татьяна Гусаковская.
В 44 году коллекция вернулась из эвакуации. В музее начали составлять дефектные акты и приступили к реставрации. Сегодня часть документов тех лет хранится в экспозиции, посвященной Архангельскому в годы войны.
Вот портрет Веры Мухиной, после возвращения из эвакуации в 1942 году она была направлена на работу в Архангельское, мастерскую для нее оборудовали в Западном флигеле дворца Юсуповых. Там Мухина трудилась над созданием скульптурных портретов военоначальников, которые проходили реабилитацию после ранений на фронте.
В военные годы музей "Архангельское" был прикреплен к санаторию. С 1942 по 44 годы его культурной жизнью руководил Борис Басаргин. Его дочь Алла Басаргина на всю жизнь запомнила военно-шефские концерты в Архангельском, как они поднимали боевой дух пациентов санатория, и как здесь праздновали 9 мая 45.
"Вот эта терраса она и для прогулок конечно была, но знаменательна тем, что на ней был митинг 9 мая", – делится дочь Бориса Басаргина Алла Басаргина.
Запись в книге отзывов посетителей "Архангельского" за 1973 год сделана фронтовиком. Подпись не разборчива, но всё равно – этот документ в "Архангельском" считают одной из важнейших реликвий и цитируют наизусть.
