Впервые в Москве: опера Александра Чайковского по мотивам пьесы "Три сестры"
"Три сестры Прозоровы, генеральские дочки". Юбилей Чехова в Детском музыкальном театре имени Сац отмечают премьерой оперы. Это само по себе событие потому, что опер по чеховским сюжетам очень мало, и потому, что произведение Александра Чайковского, написанное больше 30 лет назад, в Москве звучит впервые. Дженнет Арльт продолжит.
Судьба этой оперы сложилась под знаком "чеховских" пересечений. Сам драматург в письмах упоминал, что действие "Трех сестер" могло бы происходить "в провинциальном городе вроде Перми". Тридцать лет назад именно Пермский театр оперы и балета первым рискнул воплотить чеховскую драму в оперном формате. Тогда режиссером выступил Владимир Курочкин, а его ассистентом был нынешний худрук Театра Сац Георгий Исаакян. Сегодня, следуя желаниям чеховских сестер, он представляет свою версию оперы в Москве. Из-за реконструкции Большой сцены Театра Сац спектакль играют в камерном пространстве фойе. Для оперы созданы лаконичные, но выразительные декорации и костюмы, отсылающие к концу XIX века.
"В опере есть одна непреодолимая вещь, которая называется расстояние. Ты в зале, а там, на сцене, люди страдают, любят, умирают. А тебе в зале что до этого? Здесь, поскольку артисты находятся на расстоянии вытянутой руки от зрителя, и вы видите каждое движение каждой мышцы лица, каждый взгляд, каждую реакцию, это превращается практически в соучастие в спектакле", – считает худрук и главный режиссер Московского детского музыкального театра им. Н. И. Сац, народный артист РФ Георгий Исаакян.
В опере, следуя чеховским диалогам, много ансамблей. Композитор Александр Чайковский создал музыкальный коллаж, в котором переплелись оперные арии и атмосфера советской эстрады, военные марши и романсы, водевильные и народные мотивы.
"Если это драматический момент, музыка передает все драматические нотки. Если это лирический момент или комический, звучит то марш, то вальс. Присутствует очень много таких ярких моментов", – рассказал солист Московского государственного академического детского музыкального театра имени Н. И. Сац Максим Дорофеев.
Опера Александра Чайковского, как и чеховская пьеса, о несбывшихся мечтах. Лейтмотив: "В Москву! В Москву!" Звучит как заклинание. Но столица здесь не место, а символ отложенного счастья.
"Мы же всегда мечтаем, всегда находимся в каких-то грезах: а вот сейчас бы сделать это, сделать то. И в конечном итоге просто сидим на ровном месте. И так же в нашем спектакле, мы показываем эту тему: надо решаться, надо что-то делать", – добавил солист Московского государственного академического детского музыкального театра имени Н. И. Сац Денис Болдов.
Скоро Театр Сац окончательно закроется на реконструкцию, а спектакли будут проходить на Малой сцене. Пока же московская публика впервые слышит "оперного Чехова" – грустного, ироничного, правдивого.
