Александр Гаврилов: "Поэзия на телевидении - сложный жанр"
21 октября в 23:55 на телеканале «Россия - Культура» – премьера программы «Вслух». Программа будет выходить раз в неделю, по пятницам. Нам удалось заглянуть на съемочную площадку проекта, послушать поэтов и задать ведущему программы литературному критику и редактору Александру Гаврилову несколько вопросов о том, чего ждать зрителям.
- Александр, расскажите, пожалуйста, о проекте. Современная поэзия на телевидении – как это будет?
- Это, пожалуй, первая программа, целиком посвященная современной поэзии, как в ее социальном бытовании, так и в ее реальной жизни. Мы, читатели, зачастую воспринимаем поэтов как небожителей, которые обретаются где-то над облаками, там вкушают амброзию и в свободное от амброзии время сочиняют прекрасные стихи. На самом деле, все происходит не так: поэты живут социальной жизнью, и в этой жизни они создают те слова, которые мы заучиваем наизусть и скандируем на пьяных вечеринках. При этом территория современной поэзии необыкновенно широка: мы воспринимаем поэзию в форме текстов песен, от абсурдных и идиотических «сморедулов» («Ветер с моря дул») до метафизических баллад Гребенщикова. Мы видим современную поэзию на рекламных плакатах – не только потому, что творчество больших поэтов влияет на копирайтеров, но и потому, что многие поэты работают копирайтерами. В конце концов, даже форма стихотворного памфлета, стихотворного фельетона, которая еще совсем недавно казалась совершенно умершей, сегодня вернулась. И мы видим вполне успешных поэтов, работающих в этом экзотическом жанре. Всякий раз, когда мы говорим «поэзия», мы должны задать к этому слову миллион уточняющих вопросов.
Программа эта, как мы ее видим, должны выполнить две функции: она должна позволить читающему сообществу задать поэтам те самые уточняющие вопросы и выяснить, как устроена современная поэзия, из чего она состоит, как она работает, с другой стороны – дать самим поэтам площадку для высказывания в первую очередь, молодым поэтам.
- Какова структура программы?
- Программа состоит из двух частей: в первой поэты, уже завоевавшие известность, формулируют свои позиции по каким-то острым проблемам современности, во второй – юные поэты читают свои стихи в «как-бы-состязательном» режиме. На самом деле, конечно, никакого состязания в поэзии не существует. Существование Лорки не отменяет Данте, также как существование Мандльштама не отменяет Пушкина. Но публике, читателям, тоже хочется каким-то образом участвовать в жизни поэзии, и единственная возможность для них – это сказать: «Этот – лучше, мне нравится больше». Мы даем читателям такую возможность. Мы надеемся и на то, что в дальнейшем пользователи Интернета подключатся к этой истории. В конце поэтического года мы сделаем настоящий бумажный сборник, который станет воплощением всей той работы, которая будет происходить на программе.
- Но ведь молодые поэты сегодня представлены в основном в Интернете?..
- Это и так, и не так. Странным образом для молодого поэта сегодня опубликовать свое стихотворение в Интернете значит сущностно больше, чем напечатать то же самое стихотворение в книжке, потому что распространения поэтических книг сейчас почти не существует. Как владелец двух книжных магазинов, я говорю об этом ответственно. Мы, конечно, пытаемся что-то с этим делать – например, сохранять отдельные полки с современной поэзией, но понятно, что большинство современных книготорговцев делать этого попросту не будет. Сегодня, как бы мы к этому ни относились, бумажные книги перестали быть основным каналом, по которому поэзия доходит до читателя. В первую очередь эту функцию выполняет Интернет, хотя и роль телевидения отрицать нельзя.
- Как вы относитесь к появлению поэзии на телевидении?
- Поэзия на телевидении – это сложный жанр. Отдельно существуют стихи на бумаге. Примерно там же для меня (хотя, подозреваю, в этом не все со мной согласятся) существуют стихи в Интернете. Отдельно существуют стихи только звучащие, например, аудиокниги, или же стихи на радио. Самый полный контакт читателя и поэта – это, конечно, живое выступление. Когда поэт целиком, вместе со своим дыханием, своим внешним обликом, своим темпераментом, своей энергией дан слушателю. Телевидение делает вид, что может это повторить. Нет, не может. Это – еще один, отличающийся способ бытования современной поэзии. Я надеюсь, что творческие усилия нашей команды позволят несколько компенсировать то, что это телевизор, а не живое выступление. Пока, вроде бы, получается. А там – поглядим.