"Пиковая дама" в постановке Льва Додина – на сцене Большого
В Большом театре – большая премьера. Оперу Чайковского «Пиковая дама» поставил Лев Додин, художественный руководитель петербургского Малого драматического театра – Театра Европы. Это первый оперный спектакль, который Додин поставил в России. В Европе история додинской «Пиковой дамы» началась в Амстердаме в конце 90-х годов. Со временем его «Дама» освоилась в Парижской опере, и не единожды там возобновлялась. И никогда это не было механическим переносом. Так же Лев Додин работал и в Большом театре, считал, что главное – не повторить уже созданное.
«Пиковая дама» не отпускает Льва Додина с 1998 года. Амстердам, Париж, теперь Большой театр. Режиссер поместил главных героев в Обуховскую психиатрическую больницу. Артисты три с половиной часа проведут в смирительных рубахах, среди боли и страха.
Лев Додин – радикален в своих ходах и решениях. Герои заперты в белых, глухих стенах. Режиссер с первого аккорда ставит диагноз Герману, не дожидаясь мистических трех карт.
«Все рассказывается в прошедшем времени. То есть Пушкин и рассказчик знает, что эта история закончилась тем, чем она закончилась. В спектакле мы попробовали выразить это определенно, окончательно и решительно», – говорит он.
У Додина, поставившего за рубежом немало опер, в России дебют. Впервые работает с Михаилом Юровским. Его сыновья Дмитрий и Владимир дирижировали «Пиковую даму» в Париже. Теперь за пультом в Большом –глава блистательной династии. Его способность иронизировать за час до премьеры вдохновляет музыкантов и певцов.
Преобладающий цвет этой премьеры – черный. Кажется, публика ловит это особое мистическое состояние, настраиваясь на встречу с «Пиковой дамой». С особой такого ранга шутки плохи. Артисты убедились в этом на собственной шкуре. Александр Касьянов, прожив историю графа Томского, теперь знает, чего стоят игры разума.
«То, что происходит в этой опере, – это игра, в первую очередь. Только у кого-то она добрая, у кого-то это любовь, как со стороны Лизы, а у кого-то злая, как со стороны Томского и его друзей», – поясняет певец.
Эту игру Владимир Галузин знает досконально. Он уже восемнадцать лет поет Германа в спектаклях Додина. И каждый раз заново проживает историю безумия своего героя.
Сумасшествие объединяет всех персонажей этой драмы. Графиня Ларисы Дядьковой – не исключение.
«Пиковая дама» снова возвращается на сцену Большого. Но никогда еще безумие не было таким очевидным, отчаяние таким безнадежным, а плата по счетам такой высокой.