К 90-летию со дня рождения Сергея Параджанова
Режиссёр-мистификатор, превративший кино в песню без слов. 90-летию со дня рождения Сергея Параджанова посвящён проект «Выставка цвета граната» - он открылся в Галерее «На Солянке». В экспозиции – фильмы режиссёра, его коллажи, сделанные из блестящего и разноцветного мусора. Но не только. Чтобы исследовать феномен Параджанова, открывшего, по сути, новый жанр – видеоарт, кураторы выставки поместили его картины в контекст работ других режиссеров. Рассказывают «Новости культуры».
Эту выставку делали так, словно на ее открытие должен был прийти сам Сергей Параджанов. В каком-то смысле так оно и случилось. По рассказам тех, кто с ним дружил, в случае с Параджановым можно ставить знак равенства между предметами, сделанными его руками, и им самим.
«Есть фотография, где Высоцкий лежит под древом, обалдев от того театра, который Параджанов устроил в своем дворике. Он делал вид, что это его дворик. У него была скромная комнатка. Но он, как все в своей жизни, гиперболизировал, до явления искусства, до метафоры», - рассказывает актер, режиссер Вениамин Смехов.
Большая часть экспонатов привезена из дома-музея Параджанова в Ереване. Его произведения трудно отнести к какому-то конкретному виду искусства. В основном это коллажи. Порой созданные буквально из мусора. Какие-то из них он делал, когда сидел в тюрьме. Сам Параджанов называл эти работы неснятыми фильмами. В них он претворял свои идеи и мысли, которые по разным причинам ему было запрещено воплощать в кино.
«Ему 15 лет не давали снимать кино. Он как-то сказал, что ему не давали снимать кино, и он начал делать коллажи. Коллажи это - спрессованный фильм», - отмечает директор музея Сергея Параджанова в Ереване (Армения) Завен Саркисян.
В рамках выставки пройдет ретроспектива фильмов Сергея Параджанова. Кроме «Цвета граната» покажут «Тени забытых предков», «Легенду о Сурамской крепости», последний фильм режиссера - «Ашик-Кериб», и дебютную ленту «Андриеш». Будут показаны и документальные фильмы, в которых о Параджанове рассказывают близко знавшие его люди.
«Жизнь же Параджанова очень мифологична. Многие истории о себе он придумывал сам. Потом их стали повторять другие люди. И возникло какое-то невероятное поле фантазий, совершенных несуразностей. И дальше этого будет еще больше», - отметил киновед Вячеслав Шмыров.
Помимо фильмов Параджанова, в Галерее на Солянке показывают отрывки из лент классиков мирового кино - Эйзенштейна, Феллини, Иоселиани, картины которых, по мысли кураторов, созвучны творчеству Сергея Параджанова.
Новости культуры