Особая химия театра Таирова
100 лет назад, в декабре 1914 года, в здании на Тверском бульваре открылся Камерный театр. Имя его основателя – Александра Таирова – стоит в одном ряду с именами Станиславского, Мейерхольда, Вахтангова. Название театра, по мысли Таирова, не имело отношения ни к репертуару, ни к методам постановки. Камерной должна была стать аудитория. Режиссёр не скрывал, что собирается работать для меньшинства. Среди тех избранных, кто восхищался Камерным, были Бернард Шоу, Бертольд Брехт, Юджин О’Нил, но мировая слава не уберегла уникальный театр.
Создание Камерного театра было похоже на волшебную сказку из "Тысячи и одной ночи", говорил Александр Таиров. В непростое для страны время, там царила атмосфера иного реального мира – эстетского, чувственного и гармоничного. Первая постановка - драма "Сакунтала" древнеиндийского автора Калидасы. Поэтичная музыкальная история о трагической любви сразу привлекла внимание зрителей.
Нина Попова, актриса Театр имени Пушкина говорит: "Театр Таирова был театром для театра, это не был направленный социальный театр. Он пропагандировал высокое, настоящее искусство, не реализм, не бытовой театр".
Вдумчивый и требовательный Таиров старался проникнуть в самую суть театра. В Камерном была особая театральная химия: актеры должны были владеть пантомимой, уметь танцевать, жонглировать, фехтовать, петь. Театр неореализма, как назвал его сам Таиров, не вписывался в общую театральную канву.
"Таиров был ум и воля Камерного театра, Алиса Коонен - его сердце", - так писали критики. Муза, жена и ведущая актриса театра. Ее удивительный голос, который сравнивали с раскаленной магмой, заполнял пространство любых залов. Коонен, благодаря трагическому дарованию, осталась символом эпохи.
Бомарше, Флобер, Шекспир - в репертуаре Камерного театра была драматургия, проверенная временем. Главными жанрами для него стали комедия и трагедия. Одной из вершин Камерного в 1921 году стал спектакль "Федра" Расина. На гастролях в Париже постановка произвела настоящий фурор.
"От Федры обалдели, - говорит актриса Майя Ивашкевич, - это святая святых французов, они молятся... Они все знали, а тут сказали, что это новое слово. Кокто считал, что это лучшее, что он видел когда-либо".
Переломным моментом для Камерного театра стала опера-фарс Бородина "Богатыри" в 1936 году. В газете "Правда" вышла статья под названием "Театр, чуждый народу", но окончательная точка была поставлена 13 лет спустя. Спектакль-легенда "Адриенна Лекуврёр", который выдержал за 30 лет почти 800 представлений, стал прощальным и для театра, и для зрителей. В июне 1949 года Таиров был освобождён от должности художественного руководителя театра.
Актриса Наталья Кенигсон рассказывает: "Актеры говрили, что Таиров очень плохо, а как определяли, он шел в кипельно белой рубашке, галстук, великолепные французские духи, подтянутый, чем хуже ему было, тем он эффектнее выглядел".
Сегодня в историческом здании располагается Театр имени Пушкина. Художественный руководитель и режиссер Евгений Писарев Камерный театр называет не иначе как чудом. К юбилею труппа подготовила спектакль-посвящение "Камерный театр. 100 лет", основанный на исторических фактах, дневниках, фрагментах спектаклей.
"Наши эскизы к спектаклям Таирова - это скорее наши фантазии, наши представления, наш поклон в ту сторону, - признается Евгений Писарев. - Это было явление не только театрального искусства, это было явление вообщение искусства".
За свою 35-летнюю историю Камерный театр пережил и обожание публики, и травлю со стороны властей, но все эти годы его руководитель Александр Таиров оставался верен выбранному пути. На Западе за Камерным закрепилось название "раскрепощенный театр". Он прожил свой век ярко и насыщенно. Век длинною в треть столетия.