На киностудии "Ленфильм" появился Музей кино
Одной из выдающихся кинолент отечественного кинематографа посвящена выставка «50 лет фильму "Гамлет"», которая открылась на «Ленфильме». Киношедевр Григория Козинцева создан именно на Ленинградской студии. В экспозиции – реквизит, афиши, оригинальная съёмочная техника. Эта выставка станет одной из постоянных экспозиций Музея кино на «Ленфильме». Напомним, что подобные музеи уже есть у «Мосфильма», «Союзмультфильма» и на Свердловской киностудии в Екатеринбурге.
Первая экспозиция «Ленфильма» посвящена культовой экранизации трагедии Шекспира. В историю студии лента вошла как одна из самых успешных. Постановку советские и зарубежные кинокритики признали фильмом года, о режиссёре Григории Козинцеве и исполнителе главной роли Иннокентии Смоктуновском узнал весь мир.
Увы, бедный Йорик. Почти полвека ты провел в забвении. Символ картины – череп королевского шута – нашли с трудом, он пылился на дне сундука. Реставраторам пришлось немало потрудиться, чтобы вернуть ему первоначальный вид.
Костюмы и декорации, знакомые зрителю только в чёрно-белом экранном варианте, впервые можно увидеть в реальности. Эта экспозиция – больше чем просто собрание киноартефактов. Первый этаж музея буквально на глазах превращается в замок Эльсинор. Тут и дворцовая зала, и спальня короля, и комната Офелии. Для антуража восстановили даже аутентичные деревянные балки. На стене – гравюра XVI века и оригинальный узор.
«Это рабочий материал, который был создан для воплощения декорации Офелия в фильме Гамлет. И здесь мы хотим воплотить это в жизнь. Сделать копию на этой стене, немножко развивая эту тему для того, чтобы подчеркнуть доминанту экспозиции – костюм Офелии», – делится задумками художник-декоратор Сергей Зайков.
Куранты Эльсинора оказались самым большим экспонатом. Целиком массивные часы даже не пролезали в дверные проёмы «Ленфильма». Ведь за полвека после создания картины помещения не раз подвергались перепланировке. Декорацию пришлось разбирать. Тут-то художников и ожидал сюрприз.
«Как только они вскрыли механизм, они увидели на задней крышке курантов, которая закрывала весь механизм, портрет Григория Козинцева, режиссёра фильма Гамлет. Портрет, нарисованный от руки, одной линией», – рассказывает Артемий Аграфенин, сотрудник пресс-службы киностудии.
Правда, изображение скрыто от глаз посторонних – крышку курантов вернули на место. Быть или не быть портрету режиссёра в числе экспонатов – ещё не известно. Но и без него в музее всегда будет на что посмотреть, обещают организаторы. На «Ленфильме» хранится 150 тысяч уникальных костюмов и декораций. Для презентации такой богатой коллекции музею выделили три этажа парадного здания на Каменностроовском проспекте. Два верхних ещё ремонтируют.
«Выше находится помещение бывшей библиотеки, которое изначально предполагалось для кафе, когда оно строилось. И там будет экспозиция нашего музея. И ещё выше будет огромный проекционный зал», – говорит о планах историк кино Александр Поздняков.
Временные экспозиции разместятся и в пятом павильоне «Ленфильма». Первая – выставка дипломных работ художников кино. Каждое полотно – своего рода заявка, мечта снять свой фильм.
«Это места действия. Так называемые экспликации, выполненные в более подробной форме. То есть, это как кадры из фильмы. Работа художника-постановщика непосредственно видна в том, как он видит будущий фильм», – рассказывает о выставке художник кино Надежда Сипполь.
Музей открывается в год столетия «Ленфильма». Экспозиция призвана познакомить посетителей с веком кинематографических достижений культурной столицы. Но, как подчеркивают организаторы, это вовсе не означает, что слава ленинградского и петербургского кино – теперь уже часть истории. Ведь в соседних павильонах съемки идут полным ходом.