В Доме кино вручили "Белых слонов"
В столичном Доме кино были названы очередные обладатели национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон». Лучших здесь определяют в два этапа. Сначала самых достойных в одиннадцати номинациях называют представители широкого круга кинокритиков, киноведов, кинообозревателей. Во втором туре экспертный совет тайным голосованием определяет лауреатов. Как правило, особого внимания удостаивается так называемое «штучное кино», в котором баланс между стремлением к настоящему искусству и расчётом на выгодный прокат смещён в сторону первого. Есть такая английская идиома «белый слон» – нечто невероятно ценное, но гарантирующее при этом убыток.
За год до своего совершеннолетия, как шутят сами критики, 17-й Белый слон представил программу насыщенную и разнообразную. Маститые киноведы даже сумели выделить некоторые особенности нынешнего сезона.
«Первая особенность в том, что много интересных фильмов, – отмечает киновед Кирилл Разлогов. – Вторая особенность в том, что самые интересные из этих фильмов по разным причинам не выходили на экраны, в первую очередь, в силу закона о нецензурной лексике. Поэтому экспертному совету пришлось немало потрудиться, чтобы обойти то препятствие, которое было создано для этих фильмов».
В итоге довольно быстро стало понятно, что основная борьба развернется между картинами «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицина» Андрея Кончаловского, «Дурак» Юрия Быкова и «Левиафан» Андрея Звягинцева. Никто из режиссеров присутствовать на церемонии не смог, а вот исполнитель роли губернатора-беспредельщика Роман Мадянов на церемонию явился лично, во фраке. И не прогадал – получил «Белого слона», кстати, второго в жизни, за лучшую мужскую роль второго плана.
«С огромным удовольствием поработал с Андреем. На первой встрече я ему сказал: я наигрался коррумпированных чиновников уже выше крыши. Творчески для меня у тебя в картине ничего не греет. Что ты мне можешь предложить нового в этих персонажах? Ну, мы нашли общий язык. Видите, что-то получилось», – поделился актёр.
По мере вручения главных премий, стало понятно: «Левиафан», по крайней мере, в кино-варианте, победил безоговорочно. Лучшие женская и мужская роль досталась, соответственно, Елене Лядовой и Алексею Серебрякову за работу в этом фильме.
«Слона» за лучший сценарий получил Олег Негин – снова за картину Звягинцева. Интрига, какую картину назовут лучшей, прожила недолго. «Не будем томить аудиторию: лучший фильм – «Левиафан», режиссёр Андрей Звягинцев», – объявили вскоре со сцены.
Он же – предсказуемо – стал лучшим режиссёром, поблагодарив критиков в видео-обращении. «Левиафан» — киноинтерпретация библейской истории Иова, поданной в реалиях современной России. Лента получила приз за лучший сценарий на Каннском фестивале, в начале этого года – «Золотой глобус», многие другие призы, одновременно вызвав бурную дискуссию в российском обществе.
Пара «Слонов» досталась и последней картине Алексея Германа-старшего «Трудно быть Богом». За лучшую операторскую работу были отмечены Владимир Ильин и Юрий Клименко, лучшими художниками названы Сергей Коровкин, Георгий Кропачев и Елена Жукова. А вот «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицина» и ленту «Дурак» критики оставили без внимания.