Ретроспектива работ Льва Бородулина
Лев Бородулин уже 40 лет живет в Израиле. Эмигрировал из СССР в 72-м на пике славы, но остаётся по сей день классиком советской фотографии. Он выбрал карьеру спортивного фотографа, и это позволяло не слишком прислушиваться к идеологическим мотивам партийной печати. Хотя, такая свобода была, конечно, довольно относительной, даже в его снимках товарищи из ЦК умудрялись разглядеть тлетворное влияние Запада. Мультимедиа Арт Музей представляет ретроспективу работ Льва Бородулина, посвященную 90-летию мастера. «Новости культуры» внимательно рассмотрели экспозицию.
Гостей встречает фотография Льва Бородулина – единственная, ему не принадлежащая. Все остальные снимки – как немое кино, в котором каждый кадр – кульминационный. Запечатлены самые напряженные моменты советского спорта, а это любимая тема фотографа.
«Спортивная фотография – это тоже на самом деле такой вид искусства, который требует особого мастерства, чуткости. Здесь нужно не только ухватывать моменты динамики внешней, которая эффектна, которую можно эффектно показать, нужно не потерять при этом личность самого спортсмена», - считает арт-критик Сергей Хачатуров.
Он взял в руки фотоаппарат, чтобы не умереть с голоду. После войны, в свои студенческие годы. Первая публикация – в 47-м – в газете «Сталинский печатник», затем – в «Огоньке». Спортивный корреспондент, снимавший в традициях довоенного авангарда, он быстро вышел на международную арену.
«Это эстетика, которая была совершенно в Советском Союзе забыта. Она оказалась востребована не только у нас, потому что модернистская эстетика терроризирует действительность. Посмотрите на эти гениальные диагонали – на это решение Бородулина», - показывает директор Мультимедиа Арт Музей Ольга Свиблова.
Здесь собрали практически все его лучшие работы – «Спортивный парад в Москве» 56 года, который впоследствии украсил Белый дом в Вашингтоне, то самое «апелляционное жюри», «Мы играем в волейбол» - одна из первых фотографий «рыбьим глазом». Но самый известный снимок, проданный впоследствии на аукционе Сотбис, – «С вышки».
В 60-м он украсил обложку журнала «Огонек», тем самым вызвав настоящий скандал. Фотографию раскритиковала советская элита. Сам товарищ Суслов был возмущен неожиданным и вызывающим, скажем так, для того времени эротическим ракурсом. За Бородулиным закрепился статус «неблагонадежный». Через несколько лет с этой неблагонадежностью фотограф эмигрировал в Израиль.
Ранее не выставлявшиеся кадры – съемки в Израиле. Бытовая жизнь после войны. Здесь же – мирные буддийские монахи, улицы Амстердама, жители старой Англии. Это пятьдесят лет творчества, два этапа – до эмиграции и после.
«Та эпоха отражена просто богатейшим колоритом. Богатство красок – это и цветная фотография, и богатство серебряно-желатиновых отпечатков, по фактуре оно вызывает восторг», - говорит фотограф Серж Головач.
Эти кадры уже как иконы фотографии. Многие – и любители, и профессионалы брали их за основу – делали как бы копии. Повторяли лучшее – но только другой, более современной оптикой. А эти снимки – уже история.
Новости культуры